Как Украина из индустриального монстра превратилась в технологического аутсайдера Василий Голян

2017-03-20 15:40 71900

Структура украинской экономики в 1991 году и в нынешних условиях – это две большие разницы. Если в начале девяностых годов Украина отмечалась высоким технико-технологическим уровнем производственно-технической базы промышленного производства, в частности машиностроения, то в последние 3 года окончательно перекочевала на периферию инновационного развития.

В Украине со второй половины 90-х годов начала внедряться монетаристская модель макроэкономического регулирования по рецептам МВФ, которая привела к параличу механизмов инновационного обновления основного капитала промышленного производства, демонтажу целых отраслей хозяйства, деиндустриализации, отраслевых перегибов.

Опыт последних 10 лет показывает, что почти все правительства, за исключением правительств Тимошенко, то ли сознательно, то ли по инерции продолжают воплощать в Украине предписания МВФ и других глобальных игроков, что делает невозможным инновационный прорыв. Украина с индустриального монстра Центральной Европы, которой она была в начале 90-х годов, превратилась в технологического аутсайдера.

Именно в последнее время стало ясно, что в Украине сформировалась экономика, которая по институциональным параметрам и технологическому уровню не приближалась, а отдалялась от экономики стран Европейского Союза. Сегодня лишь считанные виды продукции украинских товаропроизводителей являются конкурентоспособными на европейском рынке. Большинство отечественных технических регламентов и стандартов не соответствуют европейским.

Даже те незначительные положительные сдвиги в машиностроении и в других наукоемких сферах производства, которые были достигнуты в период экономического роста 2000-2008 годов, было растрачено в последние годы. Свидетельством чего является значительное падение удельного веса продукции машиностроения в структуре украинского экспорта. Спад производства в сфере машиностроения автоматически означает значительное уменьшение внутреннего спроса на недрагоценные металлы, что увеличивает зависимость отечественной металлургии от конъюнктурных циклов на мировых рынках черных металлов.

Отсутствие надлежащего внутреннего спроса на продукцию металлургических предприятий сделало еще более деструктивным влияние глобальной сырьевой рецессии на развитие всего горно-металлургического комплекса. Деиндустриализация стала характерным признаком развития украинской экономики. Приоритеты развития большого бизнеса сместились из сектора высокотехнологичных производств в сектор природопользования, где созданы возможности для неконтролируемого присвоения естественно-ресурсной ренты олигархическими структурами и отсутствуют современные экологические стандарты.

Таким образом в Украине в последние годы еще больше выкристаллизовалась сырьевая модель развития национальной экономики, признаками которой являются гипертрофированное развитие экспортоориентированных сельскохозяйственных производств, в том числе и энергетической направленности, «янтарная лихорадка» в отдельных областях Западной Украины, неконтролируемая деятельность частных добывающих предприятий, а также отсутствие современной политики рентного регулирования, которая бы давала возможность обеспечивать адекватный перелив ренты в финансовые фонды государства и избегать чрезмерного присвоения рентных доходов вертикально и горизонтально-интегрированными предпринимательскими объединениями.

Проявлением превращения Украины с индустриально развитого государства в банановую республику является дальнейшее увеличение удельного веса экспорта сельскохозяйственной продукции в структуре украинского экспорта. Как правило, это продукция с низкой добавленной стоимостью, полученная в результате разбалансированного развития аграрного сектора и вследствие наличия отраслевых перегибов, проявлением которых является гипертрофированное увеличение посевных площадей экспортно-ориентированных культур и свертывание поголовья крупного рогатого скота.
Однако властным истеблишментом рост сельскохозяйственного экспорта подается как возрождение национальной экономики в целом. Аграрный сектор представлен как локомотив социально-экономического подъема. Зато за кадром остаются проблемы истощения наиболее плодородных сельскохозяйственных угодий, уменьшение объемов внесения органических удобрений, отсутствие положительных тенденций в производстве отдельных видов животноводческой продукции.

Если предположить, что все-таки Украина получит «зеленый свет» для прохождения следующих фаз евроинтеграционного процесса и получения столь желанного членства, то войдет она в ЕС не в качестве полноценного партнера или стратегического инвестора, а в роли сырьевого придатка и субстрата для поглощения большого количества негативных экстерналий, вроде создания общеевропейской свалки отходов. Если в Украине не будет запущен механизм инновационного развития, то она семимильными шагами будет приближаться к одному из маркеров цивилизационного и технологического упадка Европы – Албании времен Энвера Ходжи.

Еще блоги