Увеличение удельного веса импортных нефтепродуктов в общем объеме их потребления означает, что Украина обеспечивает значительный платежеспособный спрос на продукцию с высокой добавленной стоимостью, создавая новые рабочие места и увеличивая поступления налогов в других странах.
Отдельные эксперты положительно оценивают состояние рынка нефтепродуктов, на котором основным фигурантом выступает импортер топлива, скептически оценивая перспективы наращивания мощностей на отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях.
Одним из аргументов, который они приводят, является необходимость имплементации в отечественную практику передового зарубежного опыта, предусматривающего постепенный отказ от парадигмы энергетического обеспечения, предполагающей добычу и переработку ископаемых углеводородов как основного энергетического ресурса. Но это действительно касается индустриально и информационно развитых стран, а не Украины, которая очень быстро и успешно закрепляется в клубе «банановых республик».
БЕЛАРУСЬ СОЗДАЛА ДЕФИЦИТ БЕНЗИНА В УКРАИНЕ - А-95 СИЛЬНО ПОДОРОЖАЕТ
В 2016 году (на 25 году независимости страны) объем импортированного бензина в структуре общего потребления составил 1,5 млн. т. (67% от общего объема потребления), а бензина внутреннего производства – 0,738 млн. т. (33%). В структуре потребления дизельного топлива (ДТ) удельный вес импорта составлял 89%, а внутреннее производство составляло всего 11%.
Поэтому неудивительно, что в последние годы правительство так и не смогло преодолеть рецидивы такого позорного явления как тендерная закупка государством нефтепродуктов по завышенным ценам (преимущественно импортных), что является своеобразной дотацией иностранных производителей.
Цена нефтепродуктов зафиксирована «для прессы» лишь на момент проведения торгов, а на самом деле она постоянно пересматривается и, как правило, в направлении увеличения в зависимости от «отдельных обстоятельств», прописываемых «мелким шрифтом в примечаниях» соответствующих контрактов.
Импортируемые нефтепродукты «бодяжатся» с низкопробными фракциями, различными присадками и суррогатными примесями и на выходе получается топливо низкого качества. По оценкам некоторых экспертов, себестоимость такого топлива составляет не более 15 грн./л., но на отечественных АЗС оно продается по 25-30 грн./л. Только таким образом можно получить сверхприбыль, поскольку продавая качественное импортное горючее много не заработаешь – маржа не та.
Так случилось, что торговля импортными нефтепродуктами стала одним из самых прибыльных видов бизнеса на фоне масштабной стагнации отечественной нефтепереработки, а приоритеты инвестирования в модернизацию материально-технической базы нефтеперерабатывающих предприятий отошли на второй план.
Очевидно, что импортеры нефтепродуктов имели и имеют мощное лобби в высшем законодательном и исполнительном органе страны, поэтому и спускают «на тормоза» все инициативы по финансированию проектов восстановления потенциала отечественной нефтепереработки.
Девальвация гривны и отсутствие действенного механизма антимонопольного регулирования рынка нефтепродуктов с каждым годом делают цену горючего все больше неподъемной для мелких субъектов хозяйствования и граждан, а также закладывают потенциал для роста себестоимости продукции во всех фазах продуктовой цепи в подавляющем большинстве видов хозяйственной деятельности.
Сохранение существующих центров притяжения и сфер влияния в части импорта нефтепродуктов и их последующей продажи через сеть украинских АЗС способствует пролонгации нелегальных схем получения сверхприбылей.
Крупные импортеры нефтепродуктов как никто заинтересованы в сохранении статус-кво. Тем более, что ценовую цепь от закупки импортного топлива и до его продажи через сеть АЗС отследить гораздо сложнее, чем в ситуации с топливом, произведенным на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, где контролирующим органам при желании значительно легче обнаружить проявления необоснованного повышения цены и проследить все итерации в трансфертном ценообразовании.
Василий Голян, директор Европейского аналитического центра.