С Новым годом, или с новым дефолтом... Игорь Семенов

2014-11-12 10:05 19594

Экономика страны перешла отметку максимального риска. Сегодня уже очевидно, что избежать краха можно только наращивая внешние долги. Но это проблему полностью не решит, а только немного отсрочит.

Против главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой открыто дело по статье о злоупотреблении должностным положением. Об этом сообщили сразу несколько украинских СМИ, хотя в ГПУ подтверждать это не стали. По данным журналистов, НБУ в августе 2014 года якобы нанес государству ущерб во время операций на валютном рынке. Продавал валюту дешевле, чем покупал. В итоге, только в начале месяца страна недосчиталась нескольких миллионов. Сама Гонтарева информацию об обвинениях опровергла, но как-то неубедительно. Мол, пока каких-либо документов из прокуратуры ни она, ни Нацбанк не получали…

Эта новость не вызвала у меня ни удивления, ни сочувствия к главе НБУ. Наверное, как и у многих, а может даже большинства украинцев. Потому что уже несколько месяцев преследует мысль, что контроль над финансами страны утрачен, а на падении гривны кто-то очень хорошо зарабатывает. От дефолта Украину отделяют только миллиарды (или уже миллионы), взятые в кредит у Международного валютного фонда.

Скорость, с которой НБУ тратит золотовалютные резервы, потрясает. По данным МВФ, в октябре запасы золота сократились на треть или 14 тонн. А общий объем золотовалютных резервов по итогам позапрошлого месяца снизился на 3,8 миллиарда долларов или 23%. При этом в ноябре давление на гривну не снизилось, и к Новому году чиновники рискуют спустить последнее. Иначе, как катастрофой для экономики такое положение вещей не назовешь.

Для сравнения, в 2012-2013 годах на стабилизацию курса гривны потрачено всего пять миллиардов долларов. Тогда этого хватило, чтобы погасить возникшую среди населения панику, удержать курс национальной валюты в рамках восьми гривен за доллар, а вклады украинцев в банках. Объем последних, кстати, в то время показывал позитивную динамику.

При всем этом в Кабинете министров откровенно играют с бюджетным дефицитом, что тоже не способствуют стабильности национальной валюты и нашему с вами благополучию. Премьер-министр Арсений Яценюк несколько дней назад заявил о том, что его удается удерживать на уровне 4% ВВП, хотя ранее прогнозировались 7-10%. Мол, неплохой показатель, когда на востоке страны идет война и падает экономика.

Согласен, очень неплохой, если бы он соответствовал действительности. По мировым меркам 4% - не критичны. К примеру, во Франции дефицит бюджета сейчас удерживается на уровне 4,4%. Это, конечно, вызывает «глубокую обеспокоенность и озабоченность» Еврокомиссии (ЕС запрещает своим членам принимать бюджеты с дефицитом более 3% ВВП). Но для Парижа увеличение расходов для стимулирования собственной экономики важнее ограничений Брюсселя.

Наш Кабмин мог бы поставить себе галочку в графе достижений, если бы украинские 4% можно было бы сравнивать с французскими 4,4%. Беда правительства Яценюка (и наша с вами) в том - что нельзя. Во Франции учитываются все доходы и расходы, которые проходят через государственный бюджет. А в Украине… почти все. В нашем дефиците не учтены квази-фискальные расходы. Такие, например, как выпуск облигаций внутреннего государственного займа, которые покупает Нацбанк на свеженапечатанные деньги, с тем, чтобы за счет этих ОВГЗ финансировать дефицит госкомпаний и госбанков («Нафтогаза України», Ощадбанка и др.). Если пересчитать недоимку, пользуясь общепринятыми правилами, то даже по официальным данным Министерства финансов и Национального банка  она превысит 14%. То есть разница составит 10%!

Не секрет, что подобный квази-фискальный дефицит был при всех последних украинских правительствах. На пике экономического кризиса в 2009 году при премьерстве Юлии Тимошенко за счет печати новых денег дефицит бюджета был увеличен на 6%. В 2013 году финансовый блок правительства под руководством Сергея Арбузова подобным методом увеличил разницу между расходами и доходами на 1%. Согласитесь,  обоих случаях, показатели куда меньше 10%.

К сожалению, Украина – не США, а гривна не обладает спросом доллара ни в мире, ни у своего населения. Мы не можем выпустить облигаций и напечатать ни чем не обеспеченных и не популярных денег столько, сколько захотим. Это стремительно раскручивает маховик инфляции и увеличивает «инфляционный налог», который уже несколько месяцев «съедает» все большую часть наших нерастущих зарплат, пенсий, стипендий…  

Кабинету министров срочно нужно сосредоточиться на пересмотре бюджетной политики, а не на выпрашивании у западных финансовых институтов новых кредитов. В противном случае, уже в следующем году дефицит бюджета может вырасти еще больше. Дальше - могут замаячить и 90-е прошлого века с их инфляцией в сотни процентов в год и едва ли не ежедневной сменой ценников в магазинах. 

Еще блоги