МИНСКИЙ ПРОЦЕСС: ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ Дмитрий Джангиров

2015-10-30 13:22 33922

Весьма характерным послесловием к местным выборам 25 октября стала запись на следующий день в Твиттере еврокомиссара по вопросам европейской политики соседства Йоханнеса Хана: «После местных выборов в Украине, теперь внимание должно быть сосредоточено на реформировании, в том числе законодательства в контексте имплементации Минских договоренностей». В целом, ответом на этот весьма прозрачный намек стала презентация 27 октября Леонидом Кучмой украинского варианта концепции проведения местных выборах в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» в рамках Трехсторонней Контактной Группы ОБСЕ.

И как бы ни были далеки друг от друга изначальные позиции сторон, необходимо отметить важный факт начала прямого и непосредственного обсуждения УКРАИНСКОГО закона о выборах в «отдельных районах» представителями Украины и самопровозглашенных республик при участии ОБСЕ.

К слову сказать, этот прецедент неприятен для Киева тем, что неизбежно поднимает вопрос: кто мешал в подобном же режиме в рамках ТКГ ОБСЕ обсудить изменения в Конституцию с представителями «ДЛНР»?
Впрочем, на этот вопрос существует вполне однозначный ответ: мешал Вашингтон, который в течение полугода выступал категорически против прямых переговоров Киева с Донецкой и Луганском. Что изменилось с тех пор? Вашингтон в августе полностью передал кураторство над процессом украинского урегулирования Берлину, а последний эти самые прямые переговоры приветствует.

В то же время, необходимо отметить, что официальный Киев, по-прежнему, так и не предложил четкого алгоритма выполнения наиболее сложных пунктов Минских Соглашений. А, если точнее, алгоритм подменяется выдвижением условий, типа тех, что озвучил 27 октября еще один представитель Украины в ТСК Роман Бессмертный. По мнению г-на Бессмертного, процесс подготовки к выборам должен включать политический плюрализм, свободу СМИ, восстановления на оккупированных территориях политических партий и тому подобное. А перед этим, по словам Бессмертного, должна быть «выполнена составляющая безопасности: полное выполнение обоих Минских протоколов, разминирование, демилитаризация, вывод незаконных вооруженных формирований, иностранных войск, восстановление контроля украинского государства над соответствующей территорией».

Разумеется, для внутреннего «потребителя информации» заявление экс-посла Украины в Минске, что называется «прокатит». Но, а что же с точки зрения европейцев или, ни к ночи будь помянутого, здравого смысла?! Например, как можно ДО проведения выборов выполнить оба Минских протокола, если проведение выборов является одним из пунктов этих самых протоколов, притом – не конечным?! Кроме того, в Минских Соглашениях нет понятия «демилитаризация», ну, а разминирование заведомо затянется на годы. И, самое главное – проведение местных выборов на Донбассе по закону, принятому украинской Верховной Радой и есть «восстановление контроля украинского государства над соответствующей территорией»!

Собственно говоря, в этом и состоит слабость украинской позиции на переговорах: четкие рамки и алгоритмы подменяются устными пожеланиями…

И если официальный Киев хочет усилить свои позиции, то необходимо дать четкие ответы на ряд вопросов. Причем, для начала – ответы «для внутреннего пользования», чтобы потом не скрывать от общественности результаты очередных дипломатических «побед»…

1. Каков критерий вывода «иностранных войск и наемников» с территории Украины? Какой украинский и/или международный (например – ОБСЕ) орган должен определить выполнение данного пункта «Минска-2»?

2. Каким образом и в какие сроки будут отменены режим АТО и статус «оккупированных территорий», которые на уровне закона не дают возможности проводить выборы в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей»?

3. Когда будет готов хотя бы проект Закона об амнистии в связи событиями на Донбассе?

По поводу последнего пункта, напомним, что «Минск-2» содержит следующую лаконичную формулировку: «5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.»

Президент Франции Франсуа Олланд 2 октября на парижской встрече предложил свое видение этой проблемы: «амнистия… должна вступить в силу в тот день, когда будут проводиться выборы. Иммунитет должен быть предоставлен всем кандидатам на избирательный период». Киев дал понять, что это – личное мнение французского лидера и… тема, как обычно была заболтана целым рядом украинских политиков и чиновников: амнистия – то ли не всем, то ли не сразу… Но, при этом, до сих пор НЕТ ни проекта соответствующего закона, ни, даже, официальной точки зрения.

Таким образом, не имея четкой «официально-документальной» позиции по целому ряду ключевых вопросов, Киев сам себя ставит в проигрышное положение стороны, реагирующей на ход переговоров выдвижением новых условий.

 

Еще блоги