МИНСКАЯ ЭСТАФЕТА – УЖЕ В 2016 году Дмитрий Джангиров

2015-12-31 14:51 72572

 

30 декабря 2015 года главы стран «Нормандской Четверки» договорились продлить срок действия Минских Соглашений на 2016 год. Таков – вкратце – главный результат телефонного разговора президентов Украины, России, Франции и канцлера Германии. Строго говоря, этот итог был предрешен еще на Парижском саммите «Нормандской Четверки» 2 октября с.г. Однако, формальное решение от 30 декабря породило вполне конкретную последовательность этапов выполнения «Минска-2» с конечными сроками…

Что было, или О чем предупреждал Байден?

Ситуации вокруг Минских Соглашений было посвящено значительное число заявлений вице-президента США Джозефа Байдена во время его визита в Киев 8-9 декабря. Разумеется, вице-президент большую часть своих высказываний на «минскую тему» солидаризировался с позицией Киева и требовал от Москвы выполнения Соглашений. Правда, все это выглядело несколько абстрактно. А вот «чисто конкретно» г-н Байден во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Арсением Яценюком заявил, что Украина должна выполнять обязательства по минским соглашениям в большей степени, чем Россия: «Надо выполнять обязательства Украины по минским соглашениям. Россияне не выполняют свои обязательства и договоренности, и премьер-министр знает – вы не можете со своей стороны не выполнять эти обязательства. Иначе в Европе скажут – они одинаковые. Вы должны сделать больше».

На следующий день Джозеф Байден уже с парламентской трибуны напомнил своим подопечным, что в самой ближайшей перспективе речь идет о закреплении в Конституции особого статуса Донбасса в рамках децентрализации. Переводчица «с перепугу» пропустила в речи вице-президента слово «федерализация», зато словосочетание «автономные независимые штаты» перевела дословно. Видимо по принципу, что по такой «статье» еще никто не проходил…

Прежде всего, необходимо отметить многозначительное «в Европе скажут». Для тех, кто не понял (а это примерно 400 из 431 депутатов ВР) объясняю: Европа, а не США будет определять критерии выполнения/невыполнения сторонами условий «Минска-2». Причем, Вашингтон с этим согласен, хотя морально будет демонстрировать поддержку позиции Киева. Ну, и первым шагом должно стать голосование во втором чтении поправок к Конституции, которые закрепляют особый статус пресловутых «отдельных районов Донецкой и Луганской областей»…

И снова уточняем – это в версии Вашингтона, ибо поправки в Конституцию Украины относительно особого статуса «отдельных районов» не обсуждались – как того требуют Минские Соглашения – с представителями самопровозглашенных республик.

Что есть, или Так говорил Штайнмайер

Необходимо подчеркнуть, что на сегодня в контексте «Минска-2» действует принцип «мы говорим Европа – подразумеваем Германия». Дело в том, что с 1 января 2016 года Германия становится председательствующей в ОБСЕ, а, значит, Берлин получит возможность направлять Минский процесс «с двух рук» – через Трехстороннюю Контактную группу и через «Нормандскую Четверку». А потому к заявлениям главы МИД Германии нужно прислушиваться с удвоенным вниманием…
29 декабря Франк-Вальтер Штайнмайер сделал специальное заявление, в котором назвал первоочередные задачи по реализации Минских Соглашений в 2016 году: «Мы должны дальше работать над тем, чтобы в начале 2016 года состоялись местные выборы, и полностью был имплементирован пакет минских договоренностей, также путем восстановления Украиной полного контроля над своей государственной границей».
В общем, в очередной раз был поставлен вопрос ребром: «вечером – деньги, утром – стулья»; сначала выборы – потом контроль над границей. А чтобы выборы состоялись – см. выше…

Что будет, или Сперва – особый статус, а потом – выборы!

В целом, позицию Петра Порошенко, который во время телефонных переговоров 30 декабря обращал внимание своих коллег по «Нормандской Четверке» в первую очередь на условия проведения выборов в «отдельных районах», можно понять: со вторым чтением поправок в Конституцию в части статуса Донбасса – полная «непонятка». Или наоборот – «понятка», в смысле категорического отсутствия 300 голосов депутатов. А «срок годности» первого чтения истекает – согласно Конституции – 2 февраля 2016 года.

При этом спикер ВР Владимир Гройсман продлил нынешнюю сессию аккурат до 2 февраля, что должно, по идее, символизировать готовность депутатского корпуса до последнего момента искать выход из ситуации. Правда, при этом он же распустил депутатов до 22 января, что загоняет конституционный процесс в вполне очевидный «цейтнот»…
Кроме того, некому согласованному варианту закона о выборах в «отдельных районах» должен предшествовать закон об амнистии для участников событий на Донбассе, о котором напомнил Джозеф Байден, выступая в ВР. В более мягком варианте об этом же говорил Франсуа Олланд 2 октября на парижском саммите «Нормандской Четверки» – участники выборов должны пользоваться иммунитетом. Такого рода документы в ВР пока не существуют даже в виде проектов…

Фактор Грызлова

Интересным нюансом реакции, как официального Киева, так и отечественных экспертов на назначение представителем РФ в Трехсторонней Контактной группе экс-спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова было отсутствие негатива. Все признали, что это назначение означает существенное повышение статуса российского представителя.

Однако, с другой стороны – Кремль продемонстрировал серьезность своего отношения к «минскому процессу», перенесенному на 2016 год, а вот что делать Банковой, если ее серьезность отношения к «Минску-2» будет определяться по результату голосования депутатов ВР за особый статус Донбасса – в рамках децентрализации. Срок истекает 2 февраля.

 

 

Еще блоги