Зачем Россия прекратила торговлю с Украиной Игорь Шевырев

2016-01-28 21:18 41614

Зачем РФ отказывается от своих торговых обязательств перед Украиной.

Речь в данном случае об одностороннем отказе РФ от собственных обязательств перед Украиной в рамках договора о зоне свободной торговли СНГ. Кроме того, имеется ввиду также перекрытый транзит для украинских товаров на Казахстан, через российскую территорию.

Почему РФ не соблюдает взятые на себя обязательства? Почему РФ не соблюдает свои обязательства по договору, к которому сама же больше всего Киев и агитировала. Напомню, зона свободной торговли СНГ была создана 18 октября 2011 года, украинский парламент ратифицировал соответствующий договор 20 сентября 2012 года. Для Киева основным приоритетом всегда была и остается евроинтеграция. В то время как СНГ рассматривался, разве что, как «жест доброй воли» по отношению к РФ. Хотя Москва сама, в итоге, эту «добрую волю» и разрушила, вероломно развязав против Украины вооруженный конфликт, который уже привел к оккупации части украинской территории и многотысячным жертвам среди населения.

Отметим, односторонний отказ РФ от торговых обязательств (на основании указа Путина «О прекращении Российской Федерации действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины», №628 от 16 декабря 2015 года) нарушает не только нормы международного права, но и российское законодательство.

Во-первых, по нормам Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров, ЗСТ СНГ была создана с момента ратификации парламентами стран-участниц. Соответственно, и прекращение договора может произойти только через парламенты. И Путин здесь не указ.

Во-вторых, юридически прекращение договора может быть только в двух случаях: либо если об этом прямо было предусмотрено в этом договоре, либо по согласию сторон, но в таком случае стороны должны предварительно уведомить друг друга.

Между Киевом и Москвой такого «согласия» достигнуто не было. Москва отказалась от своих обязательств в одностороннем порядке. Причем Киев был поставлен только перед фактом, без каких-либо предварительных уведомлений. Хотя даже в договоре о ЗСТ СНГ (ст. 25) прямо предусматривалась необходимость такого письменного уведомления. По условиям договора, Москва должна была письменно уведомить Киев ровно за один год. Разумеется, к этому сроку должны были б быть урегулированы все экономические споры, а причиненный ущерб, убытки – компенсированы.

Москва должна была уведомить не только Киев. Согласно ст. 65 Венской Конвенции 1969 года, о выходе какого-либо участника из договора должны быть предупреждены всех остальные участники. Конвенция предусматривает 3-месячный срок для принятия соответствующих возражений и замечаний. И если, например, хоть у кого-то появляются возражения, значит возникает спор, который, в свою очередь, должен быть урегулирован по установленным международным судебным процедурам. Соответственно, процедура выхода из торговли затягивается и усложняется. В конце концов, многосторонний договор, которымявляется ЗСТ СНГ, затрагивает интересы всех стран-участниц, а не только одной России.

Однако, от РФ на практике никаких письменных уведомлений по поводу «приостановления» ЗСТ СНГ до сих пор так и не последовало. Как нет и четкого обоснования принятого решения.

Зачем РФ односторонне отказалась от торговых обязательств перед Украиной? Заем РФ перекрыла Украине транзит на Казахстан? Например, в путинском указе на этот счет есть только обобщенный намек на некие «исключительные обстоятельства, имеющие отношение к экономическим интересам и безопасности РФ». Разумеется, без указания конкретики.

Россияне проговариваются только в кулуарах, в заявлениях отдельных политиков, которые сетуют на зону свободной торговли между Украиной и ЕС, вступившую в силу с 1 января нынешнего года.

Правда, на самом деле открытие свободного рынка между Украиной и ЕС ни юридически, ни фактически не является «существенным изменением обстоятельств», которое дало б «основание» Москве для одностороннего отказа от своих обязательств. Хотя бы потому, что в РФ о перспективах украинско-европейской ЗСТ давно знали, никакой «неожиданности» здесь ни для кого не было. Украина всегда открыла заявляла о своем приоритетном курсе на евроинтеграцию. Хоть до, хоть после создания ЗСТ с СНГ. Киев также неоднократно прямо официально заявлял о подготовке к полному запуску свободной торговли с ЕС с 1 января 2016 года, без каких-либо отсрочек и промедлений. К тому же, перспективы украинской евроассоциации были прямо предусмотрены в договоре о ЗСТ СНГ (ст. 18). Юридически никакого «противоречия» между обеими зонами нет, а для урегулирования любых торговых споров договор предусматривал механизм консультаций.

Украина, со своей стороны, добросовестно соблюдала условия ЗСТ СНГ. Например, перед запуском свободной торговли с ЕС Киев вместе с Брюсселем провел несколько раундов консультаций. Отдельный вопрос, почему Москва не пользовалась такими возможностями, предпочтя вместо серьезного экономического диалога заниматься политическими играми.

Однако, как быть теперь, когда РФ грубо нарушила свои международно-правовые обязательства?

Во-первых, Киев должен официально проинформировать международное сообщество по факту очередного грубейшего нарушения Москвой своих обязательств. Эту информацию должны получить все: и страны СНГ, и Совет Европы, Еврокомиссия, ОБСЕ, НАТО, ООН, участники «минских переговоров». Это и удар по международной репутации РФ, которая показываеткак ненадежный экономический партнер, не соблюдающий взятые на себя международные обязательства. Кроме того, факты нарушений являются основаниями для введения санкций. В данном случае, торговых санкций. Будь-то введение встречных торговых ограничений или же повышение ставок таможенных пошлин, накладывание штрафов.

Во-вторых, необходимо подсчитать общий размер ущерба, причиненного и вследствие остановленного транзита, и после прекращенной торговли. Речь в данном случае и о прямом торговом ущербе, и о размерах упущенной выгоды. Ущерб не только экономическим интересам государства Украина, но и каждому хозяйствующему субъекту, работающему на рынках СНГ.

В-третьих, учитывая, что налицо фактымеждународно-правовых нарушений со стороны РФ, имеется причиненный ею ущерб необходимо ставить вопрос об юридической ответственности. То есть подача многочисленных исков в суды. Украина также имеет право официально обратиться в ВТО. Учитывая, что Москва, перекрыв транзит, грубо нарушила нормы Всемирной торговой организации.

В-четвертых, недобросовестность РФ как торгового субъекта, транзитной державы (а также источника угроз украинской безопасности вообще) актуализирует потребность в диверсификации торговых путей. И прежде всего, повышает значение многочисленных проектов Нового Шелкового пути, который позволит Киеву найти новых торговых партнеров и в Европе, и в Азии; на Ближнем и Среднем Востоке.

Еще блоги