Каждый год в канун католического Рождества в мировом эфире возникает, радуя слух, мелодия, известная всем. Это – «Щедрик», рождественский гимн всей планеты. Сегодня замечательный украинский композитор и аранжировщик Николай Леонтович широко известен всему миру именно поэтому – в начале прошлого века, сидя в захолустном Тульчине, Николай Дмитриевич создал шедевр хорового пения.
Именно этот факт перепевают сегодня отечественные СМИ, которые вспоминают о Леонтовиче в предновогодние дни. Параллельно с божественным "Щедриком" соседствует тема героической трагедии – о том, как украинского композитора убили московские чекисты, которым эти щедрики были поперёк горла. Отчего же раньше не знали? Вплоть до независимости Украины совьеты, как оказалось, "приховували знищення талановитого українського композитора тодішніми владними структурами — так званим ВЧК", пишут с пафосом журналисты.
Нам, честно говоря, уже смешно наблюдать за действиями псевдоисториков, насочинявших за последние три года столько, что на козе не объедешь. И в нашем случае точно так же: "радянсько-більшовистський» агент подло убил" выдающегося. При этом не приводят ни покаянного слова "агента", ни копии документа на уничтожение аранжировщика партийного гимна, который до 1944 года в Союзе был «песнью песен». Я говорю об "Интернационале". Именно в аранжировке Николая Леонтовича его исполняли всё это время.
Биограф Н.Д. Леонтовича, известный украинский музыковед, доктор искусствоведения, профессор Гордийчук Николай Максимович, ныне покойный, не только подготовил к печати произведения композитора, но и стал автором обстоятельной монографии о Леонтовиче, выходившей в Киеве на украинском языке четырежды (в 1960, 1972,1974, 1977 годах). Если бы авторы нынешних эссе открыли хотя бы вступительную статью, то прочли бы то, что окончательно лишило бы их рассудка! Оказывается, Николай Леонтович – один из первых аранжировщиков не только "Интернационала". Именно он обработал и представил в хоровой версии "Варшавянку" – помните, да? "Вихри враждебные веют над нами…". Ну, ещё ряд любимых при советской власти песен – "Мы кузнецы…" и т. д.
Делайте выводы сами – нужно ли было и во имя чего коварным чекистам убивать лояльного композитора в расцвете сил – ему шёл сорок четвёртый год?