Нехорошие квартиры: о чем мы будем помнить через 50 лет Марго Ормоцадзе

2017-05-03 11:01 82161

В крупных городах и областных центрах застраиваются места массовых захоронений, территории гетто и кладбища. На их местах воздвигаются жилые массивы, офисные центры, а память о трагических событиях XX века уходит в прошлое. Что думают застройщики — и люди, которые покупают квартиры или помещения там, где были расстреляны и замучены десятки тысяч человек, или где столетиями хоронили людей?

Проблема застройки мест массовых захоронений в Киеве была поднята в сентябре прошлого года. Тогда меценаты, среди которых — бизнесмены Михаил Фридман, Герман Хан, Виктор Пинчук, Павел Фукс, объявили о создании в Киеве Мемориального центра Холокоста Бабий Яр. В наблюдательный совет центра вошли правозащитник, диссидент, бывший депутат Кнессета Натан Щаранский, главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх, музыкант Святослав Вакарчук, президент Польши в 1995-2005 годах Александр Квасьневский, бывший министр иностранных дел и вице-канцлер Германии Йошка Фишер, и другие.

Этот центр должен стать первым музеем в Украине, посвященном проблеме Холокоста. Одним из возможных мест для строительства называли территорию возле метро Дорогожичи — место заброшенного стадиона, ровно между метро и телецентром. Ранее, с XIX века, на этом месте располагалось кладбище, частично уничтоженное, частично перенесенное при советской власти, а также во время строительства телецентра, известного как «карандаш». Сейчас там - пустой стадион.

Против строительства мемориального центра Бабий Яр в феврале 2017 года выступила группа украинских ученых, историков, которые обратились к общественности с открытым письмом, осудив, в том числе, строительство центра на территории бывшего кладбища. Письмо подписали Виталий Нахманович из Музея истории Киева, Наталия Зиневич из Института Украинской археографии, Геннадий Боряк из Института истории Украины НАНУ, и другие ученые.

Неоднократно историки выступали против строительства любого мемориального центра или другого здания, связанного с Холокостом, на территории возле Бабьего Яра и близлежащих кладбищ. За последние годы построить такой центр планировали бизнесмены Вадим Рабинович, Александр Левин, Игорь Коломойский, и другие. Все их попытки воздвигнуть музей на месте стадиона у метро Дорогожичи так и не увенчались успехом. Им противостояли ученые и гражданские активисты.

То, что не удается олигархам и сторонникам музея Холокоста годами, получилось.... у корпорации УкрБуд. По улице Мельникова, на территории как раз еврейского кладбища, корпорацией Укрбуд был построен и сдан в эксплуатацию Герцен-Парк — несколько многоквартирных многоэтажек. По словам еврейского генеолога Нади Липес, во время строительства мацевы — надгробные камни — выбрасывались просто под окна Киевского архива. Люди, которые покупают эти квартиры, покупают жилье на костях и на разоренных могилах.

Справедливости ради, не современная Украина начала традицию застройки кладбищ, и Киев — далеко не единственное место, где не сохраняются исторические мемориалы, и где можно встретить равнодушное, если не сказать жестче, отношение к сакральным местам. Например, в Каменец-Подольском дорогу замостили мацевами. В Ковеле, на месте старого еврейского кладбища, постоянно устраивают путешествующий цирк. В Харькове, компания Жилстрой — 1 Харьков, готовит под застройку территорию бывшего Харьковского гетто, где в невыносимых условиях содержались почти 15000 евреев Харькова перед расстрелом в Дробицком Яре . Такое место должно быть мемориалом и местом скорби, но не проживания людей.

Во Львове, на месте одного из старейших в Европе еврейских кладбищ, основанного еще в XV веке, советские власти воздвигли рынок «Краковский». Под ним до сих пор лежат тысячи и тысячи похороненных людей, там есть даже могилы цадиков — праведников, которые в иудейской традиции считаются светлейшими и просвященными людьми, учителями и защитниками своего народа.

Сейчас там стоят торговые ряды, и городские власти не рискуют поднимать проблему восстановления некрополя, во избежание волны негодования тех тысяч людей, кто сейчас на этом рынке работает.

Один из самых дорогих отелей Украины, во Львове, также построен на месте бывшего концлагеря, где в разное время убивали евреев, французов, англичан, и так далее.

Это истории, о которых мне известно. Я допускаю, что по всей Украине таких историй может быть намного больше.

Отношение к мертвым — это всегда вопрос мировоззрения и культуры. Если культура признает существование души и посмертья, то и отношение к могилам будет соответствующим. В иудейской и христианской культурах заложена вера в воскрешение из мертвых, из которой следует традиция сохранения тел умерших, почтительного отношения к кладбищам.

В идеологии коммунизма посмертье отрицается, из чего появляются памятники, без привязки к телам умерших. Памятник — это символ доблести, например, неизвестного солдата. Но необходимости сохранения тел нет, так как не признается ни душа, ни посмертье.

Из этой идеологии застраивались и еврейское кладбище во Львове, и территории кладбищ в Киеве. Современная Украина продолжила действо: ровно на месте Бабьего Яра появилось метро Дорогожичи, далее были достроены городские архивы, теперь — построен Герцен-Парк. На сайте корпорации УкрБуд написано, что они являются правопреемниками Министерства строительства УССР.

Я, киевлянка в 6 поколении, хочу спросить ученых, которые годами стоят стеной против появления музея возле Бабьего Яра, сопротивляясь всем олигархам. Также я спрашиваю у городских властей, и мэра Киева Виталия Кличко, который на конференции Мемориального центра Холокоста Бабий Яр обещал, что все будет сделано правильно.

Почему есть интересанты, не желающие подпускать к строительству музея тех, кто хочет создать мемориал Холокоста — но государству и УкрБуду разрешается застраивать эту территорию? Где гарантии, что через 50 лет в Киеве так и не будет никакого мемориала Холокосту, но вся территория Бабьего Яра станет бизнес-центрами и жилыми кварталами с домами, население которых понятия не имеет о сотнях тысячей жизней, которые там захоронены. Кто из Вас будет отвечать за отсутствие памятника трагедии Холокоста, но за присутствие жилых домов на этой земле? Почему молчат о застройке территории гетто в Харькове, о ситуации во Львове?

Работая над материалами о мемориальном центре Бабий Яр, я изучала карту Сырца, и увидела, что школа, в которой я училась, стоит на месте массовых захоронений убитых в Сырецком концлагере. Я знаю, что «достижение градостроительства» было сделано при СССР. И это отвратительное достижение, вне религиозного контекста.

Я могу принять присутствие музея памяти, как музей Полин — музей тысячелетней истории польских евреев — построенный на территории Варшавского гетто. Но ставить жилые дома, школы, офисы в таких местах — невообразимо.

Я допускаю, что чиновники в УкрБуд, и во Львове, и в Харькове, не понимают в полной мере эмоциональной подоплеки происходящего. Да, вы можете не принадлежать ни к одной из конфессий, которые признают посмертье, и с уважением относятся к умершим. Но, вне зависимости от веры, никто не отменял вопросы уважения к традициям ближнего — особенно в аспекте европейского курса Украины.

Еще блоги