Ситуация в Украине, и вокруг Украины, формирует напряженный фон ожиданий по всему периметру Каспийско-Черноморского региона, стран СНГ, в целом пространства евразийских интересов.
Как представляется, отнюдь не случайно было выбрано время для активизации ситуации по переформатированию внутриполитического поля Украины и вектора внешнеполитических приоритетов этой ключевой страны СНГ.
Как известно, к 2015 году Россия анонсировала формирование ЕАС, то есть, остается последний год до завершения основополагающего этапа данного процесса, эффективное развитие которого сложно прогнозировать без участия Украины.
То есть, после Вильнюсского саммита западный блок государств перешел в более активную стадию действий, главной целью которых представляется не допустить формирования нового глобального проекта в Евразии при непосредственном лидерстве РФ.
Россия после завершения Олимпиады, как и следовало ожидать, попыталась изменить русло февральских процессов в Украине с учетом своих исторических и стратегических интересов, что впоследствии, вероятно, будет влиять на многие процессы в целом на пространстве СНГ.
Более того, в перспективе украинский процесс окажет влияние в целом на ситуацию в зоне Каспийско-Черноморского региона, на котором завязана реализация ключевых энергетических и транспортных коммуникаций.
Но, с учетом последних событий в Украине, все те прогнозы, которые выстраивались на краткосрочную перспективу, в том числе в плане развития интеграционных процессов в СНГ, и по ситуации в регионах Каспия, Кавказа, Центральной Азии, сегодня уже требуют серьезных корректировок.
Сейчас в каждой из стран данного региона важно правильно расставить приоритеты, так как в зависимости от дальнейшего развития конфликта вокруг Украины будут формироваться те или иные тенденции развития и Черноморского, и Каспийского региона.
При вмешательстве внерегиональных сил ситуация может быть скорректирована не в интересах региональных стран. Украина – по масштабу конфликта, первая из постсоветских стран в системе новых точек распространения хаоса в СНГ и дальнейшей возможной фрагментации этого пространства. Все те страшные сценарии, которые мы наблюдали в Афганистане, Ливии, Сирии, сегодня могут быть перенесены на пространство СНГ.
В этой ситуации, как показывают последние события, повышается актуальность упрочения региональных форматов и достижение максимально возможного уровня компромисса, в частности, между странами прикаспийского региона, по целому спектру вопросов, в том числе проблемного характера.
До Четвертого Каспийского Саммита есть время для проработки целого ряда вопросов, в том числе на уровне экспертных групп. Если решения предстоящего Саммита и не будут носить прорывного характера, то, по меньшей мере, они должны создать фундаментальную основу для существенного продвижения в этом направлении. Достичь максимально возможной степени консенсуса - это будет историческое достижение для прикаспийских стран, которым важно усилить защитные механизмы в условиях жесткой трансформации региональных процессов.
Возможно, в какой-то степени это позволит повысить уровень безопасности за счет расширения возможностей региональной интеграции и минимизировать риски, связанные с вмешательством третьих сил.
Также важно обратить внимание: ситуация по Украине в очередной раз показала в целом согласованный характер действий на международной арене стран западной коалиции, при поддержке которой продвигаются даже те сценарии и инициативы, которые открыто нарушают те или иные правовые аспекты международной политики.
Но на пространстве СНГ консолидация зачастую носит декларативный характер и не выдерживает испытание сложными ситуациями: как показали последние события, президент РФ не получил должного масштаба политической поддержки на уровне стран ТС, что вполне следовало ожидать. Наверное, этот вопрос требует осмысления для каждой из стран СНГ, и не только на дипломатическом уровне, но и в плане информационной политики.
К сожалению, страны СНГ, включая Россию, демонстрируют уязвимые позиции, как в сфере информационной безопасности, так и в ослаблении контактов на уровне гражданского общества, деловых сообществ.
В этой связи также актуализируется задача грамотного продвижения интересов стран региона в информационном поле, в системе сетевых коммуникаций.
В частности, бизнес-пространство, участники бизнес процессов в каспийском регионе не имеют структурированной новыми технологиями системы взаимодействия, не имеют достаточной информационной базы для ведения бизнеса и развития взаимовыгодных контактов, что особенно важно для интеграции молодых бизнесменов в регионе.
Гюльнара Мамедзаде, Гендиректор АМИ «Новости-Азербайджан», представитель Института Каспийского Сотрудничества в Баку