Сага о дешевом норвежском газе Дмитрий Джангиров

2014-10-13 10:15 33897

В победных реляциях Кабмина о начале с 1 октября поставок в Украину норвежского газа, упор был сделан на факте реально альтернативных (а не реверсных) поставок газа. В то же время, непрозрачность для общественности договора с норвежской кампанией Statoil породила немало дополнительных вопросов. Главный из которых – цена.

Появилась информация о том, что цены на норвежский газ существенно выше, нежели предлагаемые Россией ($385 за тысячу кубов). Затем министр ТЭК Юрий Продан заявил, что газ закупается по цене $340, что явно ниже российской.

Собственно говоря, все высказавшиеся правы (или неправы) в равной степени. Дело в том, что Statoil продает «Нафтогазу» углеводороды по рыночной цене на «свободный», т.е., незаконтрактованный газ. Да, да, по той самой рыночной цене, о которой регулярно вслух мечтает премьер-министр Арсений Яценюк. И, о чудо, рыночная цена оказалась вполне приемлемой!…?

Все становится на свои места, если сделать одно маленькое уточнение и одну небольшую расшифровку: 1) в октябре, 2) рыночная цена = цена, определяемая спросом и предложением.

Действительно, в сравнительно теплом октябре 2014 года  (и для Европы, и для Украины) спрос на «свободный» газ достаточно невысок, что и позволяет заключать сделки на вполне приемлемом уровне в $340 за тысячу кубов. Какова будет цена с началом холодов и отопительного сезона в Европе? Существенно выше. На сколько? В соответствии с возросшим спросом! В намерения автора отнюдь не входит пугать читателей, а потому я им и себе (и даже Арсению Петровичу!) желаю теплую зиму… 

Что же касается некого резюме из всего вышеизложенного: рыночную цену на газ очень сложно спрогнозировать, потому основной пропагандистский упор Кабмина был сделан на более понятную электорату составляющую, – замену российского газа норвежским. Но, необходимо понимать, что «Газпром» имеет немалое влияние и на цену «свободного» газа: регулируя в рамках контрактов поставки газа европейским потребителям, российский монополист влияет на спрос на «свободный» газ, и в ходе пиковых зимних нагрузок цена норвежского газа для Украины вполне может переваливать за $500…

В связи с этим, весьма актуальными становятся ранее «второстепенные» по сравнению с ценой контракта вопросы: каковы гарантированные Украиной месячные объемы закупки газа по контракту со Statoil? каков срок контракта? каковы условия его продления/прекращения?

Без ответа на все эти вопросы объявленная г-ном Проданом цена представляет, скорее, теоретический интерес.

Кстати, во времена «преступного режима» (это когда доллар стоял на коленях по 8 грн.) Украина также заключала договора с европейскими поставщиками газа. Как бы это ни было неприятно для апологетов нынешней власти, но те договоренности с Венгрией и Словакией по газу, которые курировал Сергей Арбузов, были абсолютно прозрачны не только по цене (колебания – в пределах $10 за тысячу кубов и дешевле российского «аверса»). Но и по механизму (реверс был реальный, а не виртуальный, а потому не вызывал возражений «Газпрома»), и по объемам и срокам (сразу же после скидки по Московским соглашениям от 17 декабря 2013 года реверсные закупки были прекращены).

И если новая власть не нашла никаких изъянов в подготовленном Сергеем Арбузовым Соглашении об Ассоциации и Зоне свободной торговли Украины с ЕС, которую по очереди подписали в Брюсселе Арсений Яценюк и Петр Порошенко, то, возможно, есть смысл обратиться и к опыту г-на Арбузова в газовых переговорах…

Еще блоги