По оценкам Института Петерсона (США), занимающегося исследованиями мировой экономики, основными выгодоприобретателями от новосозданного Транстихоокеанского партнерства (ТТР) станут Вьетнам и Малайзия.
Так, по оценкам аналитиков института, к 2025 году объемы внешней торговли Вьетнама вырастут на 29%, а Малайзии – на 11%.
Для сравнения: Япония и Новая Зеландия получат прибавку к ВВП по 2%, Сингапур – 1,9%; Бруней и Чили – по 0,9%; Австралия и Мексика – по 0,5%, а наименьший экономический эффект – у США и Канады (по 0,4% ВВП).
Дебора Элмс (Deborah Elms), соучредитель и исполнительный директор Азиатского Торгового Центра (Asian Trade Centre), оценивает соглашение по ТТР как «наилучшую торговую либерализацию за последние 20 лет» и предрекает «паническое бегство» иностранных инвестиций в Юго-Восточную Азию. Естественно, после того как соглашение по ТТР будет ратифицировано в каждой из стран партнерства и вступит в законную силу.
Как известно, сейчас ни Вьетнам, ни Малайзия не имеют режима свободной торговли в отношениях с США, которые для обеих стран являются рынком сбыта сырья и готовой продукции. Соответственно, для того, чтобы попасть на американский рынок вьетнамцам и малайзийцам приходится платить большие таможенные пошлины. Но после вступления в силу ТТР Ханой и Куала-Лумпур получат преференциальный режим. Что, в свою очередь, неизбежно предоставит вьетнамцам и малайзийцам более выгодные условия на мировом рынке, чем у их конкурентов из Китая, Таиланда и Индонезии, которые не вошли в тихоокеанское партнерство.
Если по цифрам, экономический эффект от снятия таможенных барьеров в ТТР более, чем солидный. Например, сейчас для Вьетнама таможенный тариф составляет 17%. По условиям ТТР, таможенные барьеры будут сняты.
Для сравнения:
По состоянию на конец июля 2015 года, США купили у Вьетнама текстильную продукцию на общую сумму в $10,8 млрд.
Малайзия, являющаяся крупнейшим в мире экспортером пальмового масла и каучука, которая также производит много комплектующих для автопрома и электроники, в 2014 году поставила в США товаров и услуг на общую сумму в $30 млрд.