Что решит Большая двадцатка Игорь Шевырев

2015-11-15 21:30 27912

 

На саммите «Большой двадцатки», которая в этом году проходит в турецкой Анталье 15-16 ноября, изначально должны были говорить об экономике. Если говорить о формальной программе саммита.

Во всяком случае, в официальных документах главной целью турецкого председательства было задекларировано «укрепление восстановления глобальной экономики», улучшение госрегулирования рынков, а также поиск оптимального баланса между госрегулированием и открытостью экономики. Участники саммита также обсудили перспективы мировой энергетики, поговорили о проблемах экологиии предстоящем новом климатическом соглашении. Впрочем, экономическая тематика в дискуссиях не была в приоритетах, несмотря на суровные кризисные времена.

Фактически основными темами саммита стала борьба с международным тероризмом, поиск новых способов борьбы против ИГИЛ, ситуация в Сирии и Ираке. Причем причина не только в парижских терактах, которые были совершены как раз в самый канун саммита «двадцатки» и сейчас у всех на слуху. Парижские теракты, разве что, подогрели градус внимания к антитеррористической теме. В частности, в очередной раз, подчеркнув: борьба против ИГИЛ – это проблема не только отдельно взятых стран (США или Британии), а требует незамедлительного коллективного вмешательства со стороны всех демократических союзников.

Среди всех лидеров «двадцатки» наибольшее внимание было приковано к Бараку Обаме и Владимиру Путину, Ангеле Меркель и Реджепу Эрдогану. От Обамы - ждали новых инициатив в борьбе против ИГИЛ, от Путина – ничего, кроме очередных угроз, пакостей не ждали. От Меркель – рассчитывали услышать что-то новое в проблеме миграции. На Эрдогана – смотрели как на хозяина саммита, у которого есть неплохие возможности помочь всем. Будьто Обаме или Меркель. Личная встреча Обамы и Путина в Анталье вряд ли состоится. Равно как и не встретятся Меркель с Эрдоганом. Обама и Путин исчерпывающе высказались еще два месяца назад, в Нью- Йорке. Меркель и Эрдоган – все сказали друг другу месяц назад, в Стамбуле.

Во всяком случае, на данный момент в американо-российских переговорах нет никакого смысла. Со всемени прошлой встречи в Нью-Йорке, о которой так просили оба лидера, прошло уже два месяца. Однако, ни одна из договоренностей до сих пор не выполнена. Обама ньюйоркскю встречу рассматривал как последний шанс, попытку конструктивно и демократически уладить все разногласия с Россией. Соответственно, в Вашингтоне больше не питают «иллюзий» в отношении России. Впрочем, не поступало также предложений о встрече и со стороны Путина.

США продолжают искать пути урегулирования конфликта в Сирии. В то время как усилия России направлены на то, чтоб этот конфликт еще более разгорячить. Например, перед саммитом Москва подписала поставки С-300 Тегерану, вызывающее серьезную обеспокоенность на Западе. А во время саммита – Путин провел встречу с китайским председателем Си Цзиньпином, чтоб попытаться еще и его втянуть в конфликт в Сирии . (Другое дело, основное внимание Китая сосредоточено к Азиатско-Тихоокеанскому региону, где обстановка вокруг шельфа Южно-Китайского моря стремительно накаляется не менее остро. Так что, осмотрительный Си Цзиньпин вряд ли ответит на провокационные путинские призывы).

США и Россия по-прежнему сохраняют серьезные разногласия как по конфликту в Сирии , так и по урегулированию в Украине. «Помощница» по борьбе с международным терроризмом из России получилась плохой. Конфликт в Сирии после вступления в него в России не только не ослаб, но и наоборот, еще больше распалился. К существующей проблематике ИГИЛ добавилась еще и проблема резкого наплыва беженцев, от которых захлебываются многие страны Европы. Остро сохраняются также серьезные расхождения и по перспективе урегулирования конфликта в Сирии. С одной стороны, Москва настаивает на сохранении режима Асада, предлагая переходный межвыборный период, растянутый на 18 месяцев. С другой стороны, Вашингтон категоричен: Асад должен уйти. «Ни мирное решение, ни помощь в борьбе с ИГИЛ невозможны, если Асад останется во власти», - констатировал накануне саммита «двадцатки» американский Госсекретарь Джон Керри, который в эти дни продолжает дипломатические переговоры в Вене, паралельно турецкой встрече лидеров.

В общем, США по- прежнему держат фронт антитеррористической борьбы водиночку. Правда, с недавних пор в атаку против ИГИЛ пошли еще и курдские пешмерга. Качественная военная подготовка пешмерга, обеспеченная американскими инструкторами, быстро дала свой первый результат. Буквально за один день боев курдам удалось отвоевать контроль за стратегическим Санджаром.

Однако, усилия США, курдов в антитеррористической войне – это конечно, хорошо, но еще недосточно. Например, ключевые европейские союзники по-прежнему воздерживаются от вступления к фронту. Речь, прежде всего, о Франции и Германии. Наиболее непоследователен французский президент Олланд, который признает факт объявления войны Франции, но в защиту нацинтересов лишь ограничился отправлением авианосца к берегам Сирии.

На саммит в Анталью Олланд вообще не поехал, отменив визит после варварских парижских терактов. Ну а Меркель, в свою очередь, многозначительно пообещала быть «бок -о- бок» с Францией в борьбе против ИГИЛ.

В общем, на инициативность европейских союзников рассчитывать по-прежнему не приходится. Разумеется, это не останется без соответствующих электоральных последствий как для Меркель, так и для Олланда .

Ну, а главными героями на саммите, к которым было приковано основное внимание, стали американский президент Обама, турецкий лидер Эрдоган и саудовский король Салман.

Раз уж у Обамы не получилось «раскрутить» на поддержку своих ключевых европейских союзников, значит, нужно договариваться с союзниками по Ближнему Востоку. А в этом отношении особую важность приобретает встреча Обамы и саудовского короля Салмана. Ну и немаловажное значение также получит долгожданная встреча Короля Салмана и турецкого президента Эрдогана, наиболее влиятельных лидеров Ближнего Востока.

Есть из Антальи также хорошие новости и для Украины. Обама на саммите «двадцатки» инициировал под своим руководством заседание Комитета «США плюс четверка ЕС», в который формально вошли , наряду с нормандскими участниками (Меркель и Олланд), британский и итальянский премьеры соответственно Кэмерон и Ренци. То есть, можно сказать новый формат. В альтернативу существующему «нормандскому формату», который за полтора года так и не смог продемонстрировать эффективность. С одной стороны, в созданном комитете есть США, как об этом многократно просили в Киеве. С другой стороны, влияние «нормандских участников» позволят уравновесить Британия и Италия, давние и последовательные друзья Украины.

Еще блоги