Приход в Украину двух глобальных игроков энергетического рынка – «Шелл» и «Шеврон» – претендовал на лавры «сделки века» не только для газодобывающей отрасли, но и экономики нашей страны в целом. The Financial Times даже окрестила подписанную в январе 2013 года сделку с «Шелл» «эпохальным соглашением». С момента подписания договоренностей прошло менее двух лет. Мечты о газовом Катаре в Украине рассеялись, оставив после себя целый ряд вопросов.
Как все начиналось
24 января 2013 года одна из крупнейших глобальных нефтегазовых компаний «Royal Dutch Shell» в ходе Давосского форума подписала с украинским правительством соглашение о разделе продукции (СРП) по Юзовской площади. Чиновники поспешили заявить, что Украина располагает одними из крупнейших ресурсов нетрадиционного газа в Европе. Так называемое «Первоначальное обязательство», предполагало финансирование со стороны «Шелл» геологоразведочных работ и на сумму $410 млн. Площадь Юзовской площади составляет почти 8 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы газа оценивались в 4,1 трлн. куб. м. Звучали заявления, что совокупные инвестиции могут составить более $10 млрд.
5 ноября 2013 года было подписано СРП с американской кампанией «Шеврон» по освоению Олесской площади на Западной Украине. Здесь звучали не менее оптимистичные оценки будущего проекта. Прогнозные ресурсы газа на Олесской площади оценивались на уровне 3 трлн. куб. м газа. На этапе геологического изучения планировалось привлечь 1,3 млрд. грн. инвестиций, 25 млрд. грн. – на этапе промышленной разработки (при курсе 8 грн. за $1).
В отчете американской консалтинговой компании IHS CERA, подготовленном по заказу Министерства энергетики Украины в 2012 году, прогнозировалось, что к 2025 году наша страна сможет ежегодно добывать 25 млрд. куб. м нетрадиционного газа. Вкупе с традиционными источниками данный объем в состоянии обеспечить 90% внутренних потребностей рынка вместо сегодняшних 35-50%. А к 2035 году, по данным тех же экспертов, вполне реальным называлось достижение ежегодной добычи газа в объеме 70 млрд. куб. м.
В таком случае вполне могли воплотиться мечты нынешнего премьер-министра Арсения Яценюка – Украина превратилась бы из импортера в экспортера голубого топлива.
«Не так сталося, як гадалося»
История деятельности «Шеврон» на украинских просторах была непродолжительной. Уже 15 декабря 2014 года стало известно, что американская компания решила в одностороннем порядке выйти из проекта по освоению Олесской площади, официально уведомив об этом правительство Украины. По данным источников, в письме был указан перечень конкретных причин отказа от заключенного соглашения. Однако общественность о них так и не узнала.
За непродолжительный период времени, который предшествовал подписанию СРП, компания «Шеврон» успела столкнуться с противодействием со стороны националистов из ВО «Свобода», которые пользуясь сильными позициями в облсоветах западноукраинских областей, торговались за получение бонусов для регионов от инвестора. В результате, за год действия СРП, «Шеврон», фактически, не продвинулась далее этапа подписания документов и изучения геологической информации.
В итоге, «Шеврон» вышла из СРП в одностороннем порядке без надлежащего правового оформления, так и не передав государству геологическую информацию на сумму около 100 млн. грн.
«Шелл» начала раньше и «увязла» на Юзовской площади куда «глубже». Согласно утвержденной Минэнерго Украины программе работ на 2014-15 гг., первую поисковую скважину планировалось пробурить на территории с. Никифоровка Артемовского р-на Донецкой области. Однако в связи с боевыми действиями в указанном районе выполнение сейсмических исследований 2D и бурение скважин стало невозможным.
В результате, 10 июня 2015 года Шелл направила правительству Уведомление об отказе от СРП в связи «с длительным форс-мажором и существенным изменением обстоятельств», реализовав свое право на отказ от Соглашения в одностороннем порядке. В соответствии с текстом Соглашения, в случае если Инвестор сообщает Сторонам о намерении прекратить участие в СРП в одностороннем порядке, неизрасходованный остаток в $331 млн., т.е. разница между Первоначальными обязательствами Шелл $410 млн. и понесенными затратами в размере около $79 млн., должен быть выплачен в бюджет.
Однако выход «Шелл» из СРП в связи с длительным форс-мажором (более 180 дней) означает отсутствие дальнейшей ответственности или обязательств перед государством, в частности, а – по уплате неизрасходованного остатка. Таким образом, шансы у государства получить $331 млн. весьма призрачны.
Есть и другой путь. Государство Украина как сторона СРП может обратиться в Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме с иском о возмещении неизрасходованного остатка, путем обжалования события форс-мажора. Однако, перспективы такого арбитражного разбирательства для Киева далеко не однозначны. Согласно официальной позиции «Шелл», компания в полной мере выполнила положения статьи СРП «Форс-мажор» и предоставила надлежащее документальное подтверждение его наступления. При этом ни Кабмин, ни Минэнергоугля ни разу не предоставили возражений и не сформировали официальной позиции украинской власти.
При этом со стороны государства под Соглашение заложена бомба замедленного действия. Дело в том, что после прихода к власти «команды майдана» в феврале 2014 года, государством систематически нарушались положения СРП, в первую очередь – возмещение «Шелл» НДС в автоматическом режиме. А именно несвоевременное возмещение НДС считается одним из наиболее существенных нарушений СРП со стороны государства.
«Шелл» неоднократно обращалась в суды с исками о признании недействительными решения налоговых органов и выигрывала их; НДС возмещали после вступления в силу судебных решений. Тем не менее, на сегодняшний день сумма невозмещенного НДС составляет более 15 млн. грн.
«Шелл» вышла. «СПК-Геосервис» снова в игре
Вместе с тем, у Киева есть еще один рычаг давления на инвестора после выхода из СРП в одностороннем порядке. Как известно, учредителем ООО «Надра Юзовская», бывшего партнера «Шелл» по СРП, являются: государство, в лице ПАО «НАК «Надра Украины», которая владеет 90% компании, и ООО «СПК-Геосервис» (владеет 10%).
Малоизвестная «СПК-Геосервис» стала победителем тендера, который состоялся в феврале 2012-го. В нем также принимали участие компании «Оберон-Уголь» и «Природные ресурсы» (принадлежат бизнесмены Виктору Пинчуку), а также «ТНК-ВР Разведка и Добыча Украина». Конкуренты запросили половину от украинской государственной доли в СП, тогда как «СПК-Геосервис» удовлетворили 10%.
В итоге, появление никому неизвестной «СПК-Геосервис» в качестве участника «проекта века» вызвало вопросы даже в Администрации Президента Виктора Януковича. В частности, первый замглавы Администрации президента Галина Акимова посвятила миноритарному участнику ООО «Надра Юзовская» целую докладную записку.
После того, как «Шелл» перестала выступать стороной СРП с 8 сентября текущего года, «Надра Юзовская» объявила конкурс на привлечение нового инвестора. А у «СПК-Геосервис» «вдруг» сменились учредители. На смену трем украинским геологам пришла компания «Plast Trading LTD», зарегистрированная на Кипре. Кто стоит за кипрским ООО доподлинно неизвестно. Однако, столь странное совпадение вновь возродило к жизни предположения о том, что конечным бенефициаром этой компании является экс-министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий. Именно он в присутствии Виктора Януковича подписывал с «Шелл» соглашение от имени Украины 24 января 2013 года в Давосе. Если такая связь подтвердится, то вопросы появятся уже к «Шелл». Получается, что она сознательно и целенаправленно пошла на реализацию коррупционной схемы, с целью получения выгоды путем заключения данного соглашения. В случае подтверждения указанного факта, соглашение подпадает под действие международных правовых актов против коррупции (Конвенции ООН против коррупции, Гражданской конвенции о борьбе с коррупцией, Уголовной конвенции по борьбе с коррупцией), которые предусматривают значительные штрафы и уголовную ответственность участников.
Пришедшие к власти после майдана обещали навести порядок в добывающем секторе, обеспечить прозрачность реализации проектов. Вместе с тем доморощенные борцы с коррупцией за прошедшие два года не удосужились провести элементарную проверку деятельности ООО «Надра Юзовская». А именно:
• проверить был ли уплачен т.н. Бонус Подписания в размере $25 млн.;
• проверить расходы, которые понес Инвестор, кому и за что фактически были уплачены средства;
• и, наконец, проверить учредителей ООО «Надра Юзовская», в т.ч. скандальную компанию «СПК-Геосервис».
Отсутствие сколько-нибудь заметной активности в данном направлении наталкивает на предположения о том, что чиновники, живущие «по-новому» не прочь продолжать реализацию схем старой власти, которые они наперебой называли сомнительными.
Однако не следует забывать, что времена высоких цен на нефть и газ ушли в прошлое. И если в 2013 году при среднегодовой цене импортного газа более $400/тыс. куб. м инвесторы в украинские сланцевые месторождения могли закрыть глаза на «маленькие шалости» местных коррупционеров ради извлечения прибыли, то при падении цены вдвое каждый инвестпроект будет анализироваться куда более пристально. В т.ч. и с точки зрения наличия в нем коррупционной составляющей.
Объявленный ООО «Надра Юзовская» конкурс по поиску нового инвестора для освоения Юзовской площади, которая прилегает к районам, в которых еще недавно проходили активные боестолкновения, напоминает попытку «прикрыть тылы» вышедшей из СРП компании «Шелл.»
Источники в Кабмине сообщают, что на отдельных высокопоставленных чиновников оказывается давление с целью обеспечить «Шелл» режим максимального благоприятствования при выходе из СРП. Таким образом, не исключено, что вместо обещанных в 2013-м миллиардов кубометров нетрадиционного газа, у государства и ООО «Надра Юзовская» могут потребовать многомиллионные компенсации за понесенные расходы. К примеру, предъявить к возврату потраченные на реализацию проекта $79 млн.
Такой сценарий, особенно с учетом прошлогоднего выхода Шеврон из СРП по Олесской площади, отказавшейся передать государству геологическую информацию на сумму около 100 млн. грн., отнюдь не выглядит фантастическим. Тем более в современной Украине.