Свою геополитическую стратегию Белый дом, особенно накануне осенних выборов, стремится вести агрессивно и повсеместно. Знаковые страны, которые объявлены серьезными соперниками, а то и «врагами» Америки, дожимаются всеми известными способами: экономическими, финансовыми, санкционными, а то и военными. Китай, Индия, Россия, Бразилия и т.п. (список длинный) подвергаются разными видами давления, начиная от информационных атак, и до непростых военных провокаций.
Но достается и менее амбициозным странам, вина которых состоит в том, что они не спешат примыкать и слепо следовать политике США, а то и сотрудничает с «врагами» Америки.
В Европе усилия Госдепартамента пока что дают небольшие результаты в Белоруссии, хотя в прибалтийских республиках, Украине и Польше Белый дом может чувствовать пока что уверенным.
Что же до азиатского окружения России, тут усилия предпринимаются постоянные, настойчивые и небезуспешные. Армения, Киргизия, Казахстан чувствуют на своей коже хватку Белого дома. И Казахстан подвергся серьезным испытаниям за последние месяцы. Представим эту актуальную тему в своем видении.
Достаточно богатая страна с большими запасами углеводородов, современным космодромом, развитой промышленностью, конечно, вызывает интерес запада. Уже сегодня там работают на промыслах английские и американские компании. Вместе с тем, президент Казахстана, в т.ч. во время зарубежных визитов поддерживает основные тезисы РФ о европейской и азиатской интеграции, выступает за мирное решение проблем юго-востока Украины, вносит существенный вклад в ЕАЭС. Отмечу, что по уровню средней зарплаты (чуть ниже 500 долларов) и ВВП на душу населения (6.9 тыс долларов) Казахстан втрое обгоняет Украину. Это нервирует запад и заставляет искать пути ослабления власти в этой стране.
В любой стране на нынешнем этапе можно отыскать реперные точки, на которых удобно строить стратегию, скажем так «майдана». И во Франции, и в Греции, и в Бразилии, и в Германии, и в Казахстане. Несмотря на то, что Казахстан впрямую не ослаблен западными санкциями, там также, как и в других странах остро стоит вопрос инвестирования экономики, поиска средств на модернизацию. В таких случаях во многих странах развивается процесс приватизации. Вопрос приватизации земли, причем и иностранцами, и стал такой реперной точкой для организаторов беспорядков в Астане и других городах Казахстана.
Есть и другие «подводные камни» казахской политики, опираясь на которые можно расшатывать общественный порядок. В частности, не взирая на то, что доля русских в стране неуклонно уменьшается (сейчас около 30%), последнее время оппозиционными силами, той же интеллигенцией делается немало, чтобы нарушить межэтнический мир. Бесспорно, находят недруги Назарбаева и другие огрехи власти: назначение его дочери – опытного политика вице-премьером правительства; не всегда справедливое распределение благ среди приближенных президенту; неэффективное использование плодородных земель и т.д.
Надо признать, что некоторое колебание наблюдаются и в действиях Н. Назарбаева.
Было, к примеру, объявлено недавно празднование 550-летия казахского государства, хотя многие историки и политики говорят о надуманности данного юбилея. Понятно, что данная уступка была сделана в угоду национальной интеллигенции. Как, кстати, и распоряжение президента о том, что чиновники, отказывающиеся общаться на казахском языке, должны быть уволены.
Свою неустойчивость и непоследовательность Назарбаев проявил и в том, что после визитов в Великобританию и Францию санкционировал судебный процесс над добровольцами, которые участвовали в операциях на стороне ДЛНР, что вызвало неадекватную реакцию в казахском обществе.
После выступлений 24 апреля в разных городах в основном севера страны (где земельная проблема неактуальна) своим указом президент Казахстана приостановил действие нескольких статей нового земельного кодекса и уволил ряд чиновников, обвинив их в дезинформации населения по поводу земельной приватизации. Тем не менее, оппозиция готовила новые акции.
Прошедшие 1 мая в Кзыл-Орде манифестации носили массовый характер и были жестко пресечены силовиками Казахстана. Но 21 мая выступления уже носили широкомасштабный характер. Хотя правительство предупредило, что в стране инспирируется украинский вариант цветной революции и не рекомендовал гражданам участвовать в демонстрациях, тогда в разных городах страны вышли лишь по нескольку десятков активистов, которые были быстро изолированы, подготовка дальнейших выступлений продолжалась.
Бросается в глаза то, что акции были очень хорошо организованы, выступления были синхронными с одинаковыми лозунгами. Действительно в их выступлениях ощущалась рука хорошего и опытного организатора и идеолога. Ожидаема была логика организаторов. Слоган «земля – это мать, а мать не продают» легко подхватывался толпой. Далее шла угроза, что землю продадут только иностранцам (прежде всего – китайцам, которых в Казахстане недолюбливают), «они отравят землю, загубят». А тут еще и приплетена была антироссийская тематика, навязывалась аналогия с Крымом и даже возможная война между двумя странами.
Надо отметить, что провокации власти были организованы силами исключительно «титульной нации». В рядах демонстрантов не было ни русских, ни уйгуров, ни других национальностей, те есть провоцировался якобы этнический конфликт.
Эта опытная рука была. Международный фонд защиты слова «Адил соз», от имени которого рассылались призывы и методички, велась активная работа в сетях, проводились семинары с организаторами митингов финансировали посольства США и Великобритании, фонд Сороса, Freedom House, NED. Многие эксперты указывают также на активную помощь этим акциям со стороны «украинских партнеров». В частности, опубликованы данные, что немалое число активистов прошли обучение на Украине (Киевская, Днепропетровская, Николаевская области) и в Турции.
Власти Казахстана заявили, что накануне выступлений в Астане в пяти точках были обнаружены тайники с коктейлями Молотова, битами, железными прутьями, взрывчаткой, огнестрельным оружием, были задержаны десятки «активистов».
Президент выступил с очень жесткой позиции, одобрив решительные меры правоохранительных органов, заявив, что «никакого украинского сценария в Казахстане мы не допустим».
Однако вопросы, и опасность новых выступлений остаются. Важно понять в чем корень происходящего. Очевидно, что проблемы приватизации земли нужны были для выступлений в качестве фитиля. Оперативные решения президента, хорошо разогнанные по медиа-площадкам, делали основу протестов потерянной. Кстати в ходе последних выступлений требования не продавать землю практически не выдвигались. Зато в сетях были распространены ролики, подвергающие хлесткой критике как правительство страны, так и «распоясавшуюся Россию». А на быстро свернутых демонстрациях звучали кричалки – скакалки «Шал кет!» (Старик уходи!).
Ряд исследователей востока, в частности пристально следящих за ситуацией в Казахстане, отмечают, что кроме внешней «помощи» и некоторых субъективных и объективных причин, важна была деятельность зарубежных компаний и их казахских сотрудников, которые хотели проверить на прочность режим Назарбаева и выявить возможных его сменщиков. И есть основания с ними согласиться.
Другое дело, что некоторые из экспертов пытаются провести мысль, что президент испугался и полетел на празднование 9 мая в Москву искать поддержки у В. Путина. Не могу согласиться с такой трактовкой. Наверняка, чувствуя опасность, Н. Назарбаев бы не покидал страну. Его визит в Россию мог только косвенно касаться темы беспорядков. Но, скорее всего, в отсутствие А. Лукашенко, Назарбаев прибыл на парад Победы, чтобы подчеркнуть единство евразийского союза.
В ближайшей перспективе, думается, усилия оппозиции при поддержке запада, а также националистической (не всей) элиты будут продолжены. Скорее всего, в других формах, так как президент и силовой блок после событий на Украине хорошо чувствуют и знают практику цветных революций и показали себя способными на решительные действия.
Поиски преемника будут вести как национальные элиты, так и представители русскоязычного (по-прежнему весомого) сектора казахского общества. Ибо для перспектив развития страны чрезвычайно важен вектор развития Казахстана после смены Президента.