Природа нестабильности национальной денежной единицы формируется под влиянием следующих факторов: злоупотребление Национальным банком размерами эмиссии гривны и отсутствием необходимой диверсификации вотраслевой структуре национальной экономики, что привело к преобладанию в структуре украинского экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью.
Первый фактор является прямым результатом высокого удельного веса государственного сегмента в национальной экономике, что требует больших объемов финансирования бюджетных расходов, которые уже давно составляют более 55% от валового внутреннего продукта. Поэтому, поступления в государственные финансовые фондыне позволяют покрывать общий объем государственных расходов. Однако каждый год на помощь приходит НБУ, облагая ежегодно экономику инфляционно-девальвационнымналогом в размере 20-30% через эмиссию, что составляет 80-150 млрд грн. в зависимости от периода. И это происходит в условиях сокращения экспортных поставок и товарной массы внутри страны.
Второй фактор является косвенным результатом значительного участия государства в национальной экономике и его влияние формируется через симбиоз олигархических кланов и властного ресурса. В результате, законодательные и исполнительные органы власти формируют институциональные условия, обеспечивающие сохранение сырьевой структуры национальной экономики и получения указанными выше субъектами экономических отношений(олигархическими корпоративными образованиями) соответствующих доходов. Сегодня Правительство и Верховная Рада являются производной от соотношения олигархических сил внутри страны и их договоренностей о распределении политической и экономической ренты.
Наличие данных отклонений в экономическом развитии Украины привело к девальвации внутреннего рынка, поскольку олигархические группы рассматривают страну только исходя из собственной выгоды и вывода заработанного капитала в оффшорные резиденции, который в нормальных условиях должен становиться ресурсом для реализации инфраструктурных проектов и повышения внутреннего потребления, как это происходит в Китае, где доходы, полученные от экспорта, направляются на развитие национальной экономики.
Украина уже более пяти лет как признана страной с рыночной экономикой, однако структура отраслевых рынков не зависит от факторов внутреннего потребления, а от спроса на продукцию извне. Реформа ЖКХ, строительство автомобильных дорог, развитие ж/д сообщений, улучшение покрытия авиационными перевозками –все это сферы применения частного капитала, где государственно-олигархические кланы не хотят уходить с рынков, но и не развивают их, поскольку выводят средства из страны. Такое поведение увеличивает коррупционные риски, тормозит симметричное развитие отраслей и повышает зависимость Украины от внешней конъюнктуры товарных и неэнергетических сырьевых рынков.
Так, в 2015 году экспорт товаров и услуг составлял 60% от валового внутреннего продукта, что делает национальную экономику сильно зависимой от мировой, которая в основном представлена рынками США, ЕС и Китая. Однако,экономика Украины очень мала в глобальном масштабе и не имеет почти никакого влияния на общемировую экономическую динамику. ВВП Украины по номинальному значению составляет лишь 0,01% от мирового. По покупательной способности примерно 1,73% от ВВП ЕС, в то время как соотношение номинальных ВВП составляет всего 0,5%. В результате, Украина не влияет на глобальную экономику и экономику ЕС, а только вынуждена приспосабливаться к конъюнктурным колебаниям.
В связи с тем, что после девальвации внутреннего рынка, доля экспорта в ВВП Украины существенно выросла, украинская экономика будет и дальше очень зависимой от внешних рынков (включая синергетический эффект смежных отраслей, около 70-80% размера ВВП будет детерминироваться валютными поступлениями от экспорта только одних товаров). Вместе с тем внутренние рынки остаются очень слабыми, и нет никаких факторов, которые двигали бы их интенсивное развитие.
Что касается эмиссии гривны, то отсутствие реформ и устойчивые позиции олигархических кланов в Украине будут и дальше формировать значительный государственный сектор (дотирование национальных акционерных компаний, принадлежащих олигархам) и соответственно необходимо будет покрывать часть расходов за счет НБУ. Единственным положительным сигналом для гривны может стать рост цен на сырьевых рынках железорудногосырья, стали и зерновых.
В данном контексте, базовые тренды в мировой экономике определяются экономической политикой США и Китая. В результате, динамика цен на рынке сырья зависит от целой системы факторов широкого спектра, которые в основном сводятся к движению ключевых ставок ФРС, ЕЦБ и Банка Англии, а также позиций китайских властей по производству и потреблению металлопродукции. Чем ниже уровень ставок ФРС, ЕЦБ и Банка Англии, тем больше стимулов у инвесторов вывозить капитал на развивающиеся рынки и вкладывать его в добычу и переработку сырья.
В 2016 и 2017 годах ФРС и ЕЦБ, вероятно, будут периодически проводить то более жесткую,то мягкую монетарную политику, поскольку существует общий тренд повышения уровня конкурентоспособности китайской экономики по сравнению с США и ЕС, а последние будут заинтересованы в финансовых штормах на развивающихся рынках с целью дестабилизации экономики Китая как основного геоэкономическогоконкурента.
Также вносят дополнительные риски президентские выборы, которые состоятся в США осенью, и итоги первого квартала 2016 на глобальном кредитном рынке, демонстрирующиесокращение вложений в долговые инструменты. Это доказывает, что в развитых экономиках США, ЕС и Японии намечается новый кризис, а значитчто Центробанки не будут проводить жесткую монетарную политику, в то же время Китай не позволит им проводить мягкую.
Как следствие сырьевые рынки ожидает боковой тренд с широким коридором колебаний (периодическим резким ростом и снижением цен). Подтверждением является неожиданное снижение цен на железорудную продукцию в начале июня, вызванное недофинансированиеминфраструктурных проектов в Китае и как следствие имеет место падение спроса на металлоизделия. Кроме того, Китай еще не имеет достаточной экономической силы для опережения США и ЕС и перегретая экономика КНР требует медленного охлаждения.
Аргументы в пользу снижения цен приводят и в Goldman Sachs, где заявляют, что растущий избыток морских поставок руды приведет к увеличению ее запасов в портах. По их прогнозу, спотовые цены на железную руду могут составить в среднем 55 долл./тонну в текущем квартале, прежде чем упасть до 45 долл./тонну в третьем квартале, 38 долл./тонну – в четвертом квартале и 35 долл./тонну в течение первых трех месяцев 2017 года. Вместе с тем, Citigroup Inc. улучшил прогноз по железорудным ценам. Финансовый конгломерат прогнозирует, что цены на железную руду будут на уровне $ 48 / т в 3 квартале и $ 46/т в 4 квартале.
Таким образом, начатое снижение цен на железорудное сырье и металлопродукцию одновременно с низкой стоимостью сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на мировых рынках приведет к сокращению валютных поступлений в Украину, что на фоне валютной либерализации и дефицита государственного бюджета может ослабить позиции национальной денежной единицы с августа текущего года. В целом по итогам года стоимость доллара может повыситься на 10-15%.