Новый Шелковый путь, продвигаемый Китаем как глобальный экономический проект, по мнению западных экспертов, это больше, чем вопрос просто больших денег.
Об этом отмечает Рейд Стендиш, обозреватель Foreign Policy. По его мнению, Пекин хоть и тратит миллиарды долларов на новые порты и железные дороги, но его амбиции имеют, скорее, геополитическую, нежели коммерческую основу.
Основная цель этого «шелкового строительства» - это Европа. Хотя к настоящему времени большинство многомиллиардных проектов реализовано в странах Центральной и Южной Азии (Пакистан, Казахстан, Узбекистан).
В Европе, как известно, Китай уже заключил перспективные сделки по инфраструктурному строительству в Греции и Нидерландах (развитие портового хозяйства), а также в Сербии и Венгрии (железнодорожные магистрали).
«Это не только экономический проект, а геополитический проект, имеющий важное стратегическое значение», - подчеркивает Надеж Ролан, аналитик американского Национального бюро азиатских исследований. Таким образом, Китай пытается использовать экономические рычаги для увеличения дипломатического влияния в Европе. Особенно, это касается экономически слабых государств Восточной Европы».
Данная задача облегчается с учетом увеличения числа китайских компаний на рынке. Так, с прошлого года Пекин начал объединениеконкурирующих фирм. Как результат, на рынке появились такие гиганты как CRRC Corporation(вторая в мире железнодорожная компания) и COSCO (четвертая в мире судоходная компания). И СRRC, и COSCO на данный момент работают с европейскими инвестициями: COSCO - скупает акции европейских портов, а CRRC Corporation – занимается созданием новой железной дороги в Восточной Европе. Сюда же добавим компанию ChemChina, которая в прошлом году приобрела несколько европейских сельскохозяйственных фирм (производителей шин, станкового оборудования).
«Большинство китайских прямых иностранных инвестиций не являются обычными. В основном, за китайскими компаниями стоит государство», - отмечает Филипп Ле Корр, эксперт Института Брукингса, научный сотрудник Института международных и стратегических исследований,соавтор недавно опубликованной книги «Наступление Китая в Европе»).
В целом, западные эксперты полагают, что одной из скрытых целей китайского Нового Шелкового пути является покупка политической независимости стран, которые будут принимать участие в проекте.
По аналогии, например, с китайскими инвестициями в страны Африки, которые, в свою очередь, помогли укрепить голос Китая на международной арене (в частности, при голосованиях в ООН). Поддержка Афганистана, в свою очередь, сейчас помогает китайцам в территориальных спорах в Южно-Китайском море.
На данный момент поток китайских инвестиций в Европу уже привел к таким крупным дипломатическим победам: успешный визит китайского председателя Си Цзиньпина в Великобританию. Не менее успешные визиты в Германию, Францию, Италию, создание перспективного Азиатского банкаинфраструктурных инвестиций.
Однако, прежде всего, Китай пытается укрепить позиции и на периферии Европы. Так, в 2015 году создана центральноевропейская инициатива«16+1», по сотрудничеству со странамиЦентральной и Восточной Европы. Новосозданный «клуб» уже отблагодарил за внесенные китайские инвестиции снисходительным отношением в вопросах демократии и ситуации с правами человека в Китае. Например, Чехия ранее откровенно призывала к «независимости» Тибета, а сейчас уже придерживается пекинской официальной политической линии, а Словения – занимает прокитайскую позицию в морских спорах в ЮКМ.
Тем временем, КНР сталкивается с большим числом проблем не только в Европе, но и в Центральной Азии. Например, Казахстан, который в прошлом году подписал контракты с Китаем на 50 миллиардов долларов, с апреля этого года охвачен массовыми протестами. Казахов накручивают, что китайские компании скупят всех сельскохозяйственные земли. В Киргизстане – под общественным давлением правительство уже отказалось от планов предложения концессий в горном деле для китайских компаний.
В Европе – амбиции Китая столкнулись с растущей политической оппозицией, как среди местного населения, так и среди некоторых национальных правительств. Эти протесты были и во время визита Си Цзиньпина в Чехию, и в Польшу. А в начале мая Европарламент все-таки не признал Китай в качестве страны с рыночной экономикой.
Евросоюз также не поддерживает позицию Китая по территориальным спорам в Южно-Китайском море. Так, в апреле этого года Франция подписала контракт на 40 миллиардов долларов для постройки современных новых подводных лодок для Австралии, которая в свою очередь, опасается расширения китайского военного присутствия в Тихом океане. Великобритания – призвала все страны, включая Китай, уважать предстоящее решение международной арбитражной комиссии по спорам в Южно-Китайском море.
«Эти проблемы показывают, что несмотря на продолжающиеся экономические проблемы в Европе, сила влияния китайских инвестиций ограничена. Европейская часть «Одного пояса - одного пути» не будет прогулкой по парку», - подчеркивает аналитик Филипп Ле Корр.