Путч закончился да здравствует новый путч
Эксперты и политики поспешили сразу после событий в Турции определить виновных и вынести вердикт. Хотя мне представляется, что поспешные выводы здесь малопродуктивны.Остановимся на важнейшем.
Ибо мы имеем дело с первым неудавшимся из череды турецких масштабных переворотов. Путчистами был захвачен правительственный квартал, вокруг парламента стояли танки, было захвачено здание государственной телерадиокомпании, плюс мосты через Босфор и центральный аэропорт Стамбула, авиабаз Искишахир и Инджерлик. Как сообщает агентство Reuters, мятежники захватили фрегат турецких ВМФ на базе Гельджюк на южном берегу Мраморного моря. Также они взяли в заложники командующего турецким флотом.Причем сам переворот еще не окончен. 14 судов с мятежниками до сих пор в море и их судьба и действия пока неопределимы.
Но, хотел бы назвать еще череду цифр в путче под руководством командующего ВВС Турцииучаствовали десятки тысяч военнослужащих и десятки единиц боевой техники в т.ч. танки, вертолеты и самолеты F-16 (преследовавшие самолет Эрдогана) и боевые корабли.
По свидетельству премьер-министра Турции Бинали Йылдерыма, вследствие путча погибло 265 человек. Ранения получил 1491 человек.
Надо иметь в виду и масштабы мести турецких властей. Общее число задержанных военных после попытки переворота, по последним данным, составляет 8663 человек. - 210 сотрудников полиции, 6319 военных, в том числе, 118 генералов и 1350 офицеров, 4854 других чинов,1481 судей и прокуроров.
Отстранены от работы десятки тысяч гражданского персонала, в т.ч. более 15 тысяч сотрудников министерств образования и молодежи и спорта, Национальной разведывательной организации, сотрудники аппарата кабинета министров, работники центрального и региональных аппаратов министерства внутренних дел, судьи, в т.ч. Высшего Совета судей и прокуроров и т.п. Если учитывать масштабы репрессий, а также стремление Эрдогана вернуть смертную казнь и объявление трехмесячного военного положения на территории страны, создается четкое представление, что руководство Турции не исключает повторения переворота.
В информационном обвале, возникшем сразу же после его начала, устойчивыми остаются два вывода. Путч не случаен и не спонтанный. И вероятность его повторения высока. Второй прогноз мы обсудим ниже. А вот по поводу его неизбежности и предварительной подготовки скажем несколько слов.
По мнению ряда экспертов, попытка переворота была спровоцирована самим Эрдоганом. Подчеркну, что некоторые считают, что он её создал срочно и искусственно. Хотя с этим трудно согласиться.
Провокация Эрдогана, по их мнению, состояла во все большей узурпации власти с целью отвернуть страну от прежнего курса на демократические преобразования, начатые самим Ататюрком. В Турции наблюдается раскол. События, которые разворачивались в стране, назревали уже несколько лет. Обстановка становилась всё более нестабильной, росла вероятность распада государственной структуры Турции. Президент Эрдоган начал проводить чистку вооружённых сил, ещё когда занимал пост премьер-министра страны. Он выступил против сторонников кемализма, против идей покойного президента Ататюрка, светского лидера. Эрдоган взял курс на исламизацию и тем самым лишил вооружённые силы эффективности.
В мои посещения Турции я не раз и не два слышал, что значительная часть жителей ненавидит Эрдогана. И за его коррупцию, и за его поддержку ИГ, и за уничтожение оппонентов, в т.ч. курдов.
Однако, хотел бы подчеркнуть, что по приложению FaceTimeтелеканалы транслировали призыв Эрдогана к народу выйти на улицы и защитить конституционный порядок, продублированный затем СМС-ками, и народ, десятки тысяч людей в крупных городах, на мостах через Босфор вышли, чтобы препятствовать войскам, ложились под танки и блокировали мятеж. Такой поддержке главы государства можно позавидовать. Я не уверен, чтобы такое было возможным во многих странах, в т.ч. европейских. И это ставит под большое сомнение утверждение о самопутче президента Турции. Тогда кто же «замутил» переворот?
"Длинные руки» в Анкаре
Турция без обиняков является точкой бифуркации в текущей геополитике. События и многочисленные, порой весьма резкие заявления руководителей ведущих стран мира после путча еще раз это подтверждают. Поэтому похоже, что и Вашингтон, и Москва имеют здесь далеко идущие планы и ведут работу, которая недоступна рядовой публике. Проскочившая в первые часы новость, в последующем обрела некие контуры реальной информации. Новость заключалась в том, что Россия за несколько часов до начала переворота сообщила Эрдогану о готовящемся путче. Именно это позволило президенту с семьей мгновенно исчезнуть из отеля в Мармарисе и остаться вживых.Позднее эту же версию озвучили многие российские и зарубежные СМИ, представители разведывательного сообщества при полном молчании Кремля.
Москва действительно по логике событий могла это сделать. Во-первых, Президент России не привык «кидать» своих партнеров, какими бы особенностями они не страдали. Во-вторых, знать и не предупредить Москва не могла. Взрыв в Турции грозил немалыми проблемами и России. Это бы привело к срыву наметившейся нормализации отношений между Москвой и Анкарой. Военный переворот, который возглавляли люди, диктующие жесткую линию Турции в отношении России, мог бы значительно усложнить миссию Москвы на Ближнем Востоке, в Сирии и Иране. Наконец, военный переворот в Турции способен был хаотизировать ситуацию в Европе и таким образом надолго отсрочить стремление Кремля к нормализации отношений с европейскими странами. Именно поэтому российские спецслужбы, перехватив переговоры турецких военных о готовящемся выступлении, быстро довели до сведения турецкого президента факты. Выводы и действия ему предстояло делать самому.
Белый дом в первые же часы после начала переворота и много раз после его провала клялся в своей непричастности к перевороту. Что вызывало все больше сомнений у тех политиков и экспертов, которые мониторят ситуацию в американо-турецких отношениях. Слова Обамы и Керри «мы не при чем» серьезно диссонировали с нарастанием напряженности между Анкарой и Вашингтоном в последние месяцы по поводу американской поддержки курдов, по поводу нарушений Эрдоганом свободы слова, по поводу турецко-европейских несогласий. А главное, по теме восстановления российско–турецких отношений. Все помнят с какой неприкрытой агрессией и истерикой выступил против Эрдогана Госдепартамент в лице В. Нуланд, когда стало известным содержание письма Эрдогана Путину, где он извинился за сбитый самолет.
Но, отметят критики такой точки зрения, Белый дом отверг просьбу командующего ВВС Турции о предоставлении политического убежища. Но, отвечу я, Керри заявил, что Вашингтон рассмотрит требование Турции о выдаче лидера турецкой оппозиции Фетуллаха Гюлена только после того, как Анкара представит в его распоряжения не выдумки, а конкретные доказательства его причастности к организации военного переворота. Но даже это не главное.
Вспомним, Эрдоган также предпринимает попытки подружиться с Израилем. Турецкий премьер-министр говорил о желании установить контакт с Сирией и Ираком.Турция не только отказалась от роли военного тарана против России, в т.ч. в среднеазиатских республиках, но и перестала быть интересной США в дестабилизации Европы.
Честно говоря, я ждал, что вот-вот появится некая информация о реальном участии Вашингтона в турецкой дестабилизации. Слишком явно была угроза Нуланд «если Эрдоган не отзовет свое письмо из Москвы».
И вот «бомба» взорвалась. «Путч готовили американцы», - заявил генерал, командующий войсками в области Хатай, явившийся с повинной в спецслужбы Турции. Он рассказал, как его обманули американские коллеги, которые готовили переворот на военно-воздушной базе Инджирлик, используемой силами НАТО.
Генерал рассказал, что представители США обещали всем турецким генералам, проходившим подготовку на базе, вывезти их в США вместе с семьями в случае провала путча. Однако обещания своего они не выполнили.
Будущие участники путча, по свидетельствам генерала, в течение 12 недель проходили инструктаж на базе Инджирлик под руководством американских военных, которые специально приехали из Вашингтона, чтобы руководить переворотом.
Согласно плану, в случае свержения президента Реджепа Тайипа Эрдогана в течении 24 часов в Турцию должны были проникнуть 10 тысяч членов ИГ, а на следующий день — 5 тысяч бойцов шиитских группировок из Ирака и тысяча агентов сирийских спецслужб.
Как утверждает генерал, присутствовавший на собраниях в Инджирлике, иранский представитель пообещал финансировать и вооружить 50 тысяч алавитов, чтобы те группами вошли в Стамбул и Анкару \http://www.islamnews.ru/news-501168.html\.
Понятно, что эта информация должна еще перепроверяться.Чтобы выдвинуть обвинения Белому дому в организации заговора против законной власти в Турции, нужные еще подтверждения, дополнительные свидетельства и улики.
Однако, напомним, что по утверждению МИДа Турции к перевороту были причастны офицеры с главной турецкой авиабазы Инджерлик. Важно иметь в виду, что эта авиабаза эксплуатируется авиацией НАТО, в том числе американскими и европейскими ВВС для нанесения ударов по ИГ. И по предварительным данным на этой базе хранится тактические ядерное оружие. А это означает, что самолеты, преследовавшие борт Эрдогана взлетали, возможно, не в секрете от руководства США. Факты свидетельствуют, что первыми действиями верной президенту армии было блокирование базы, подъездов к ней, энергетическая блокада. А также и то, что командир авиабазы генерал Бекир Эркан Вануисчез и попросил политического убежища в США. И это говорит о многом.
Если версия об американском следе хотя бы наполовину правда, то это очередной какой-то уже по счету провал американских планов и операций.
Мир изменится с этих пор
Да, люди вышли на защиту президента, но сейчас все против турецкого султана!!
Конспирологические версии о "длинных руках" опровергаются незатейливостью заговорщиков и временем их разгрома. Казалось бы, путч был "взаправдашний". Его масштабы слишком велики (такого в Турции, как и в других странах не припомнится), танки, боевые самолёты и вертолёты, танковый захват мостов через Босфор, чтобы подозревать фейк. Однако, ключевые фигуры турецкой армии (без чего успешный переворот был маловероятен) не пошли за заговорщиками.
С другой стороны, организаторы переворота, если они профессионалы, должны были рассчитать по крайней мере три параметра. Первый-как ответит на путч значительно большая часть армии и командование? Второе- насколько крепка поддержка Эрдогана среди населения и встанет ли оно массово на защиту не
слишком обожаемого лидера страны? Третье - как, каким образом сформировать войска путчистов и обеспечить их быструю и успешную атаку с целью подавления власти.
Раскол, разъедавший общество, начался не вчера. Это долговременная политика Эрдогана. Переворот незакончен и может повториться в будущем. Во всяком случае прежней Турция уже не будет. Из двадцатилетия процветания она входит в зону нестабильности. Уже первые дни после подавления переворота сразу же отразились на экономических индексах Турции. Очевидно, что в ближайшие месяцы инвестиционные потоки в страну будут только снижаться и это, естественно, скажется на уровне развития экономики и жизни населения Турции. Вялотекущий кризис в финансовой и инвестиционной сферах, в экономике, развивавшийся последние два года, может усилится в случае, если Эрдогану не удастся быстро купировать последствия неудавшегося переворота, что очень проблематично.
Нельзя не учитывать и еще один существенный аспект. Вооруженные силы Турции (одни из наиболее многочисленных и обученных среди армий НАТО) всегда являлись гордостью Турции, фактором стабильности, более сильным, чем политические власти. Неоспорима мысль о том, что сегодня Турция нуждается в сильной, вышколенной и грозной армии как никогда. Ибо обстановка вокруг страны, а также во взаимоотношениях с Европой, Азией напряжена до предела. А есть еще и фактор непредсказуемого и жестокого ИГ.
Эрдоган не может не осознавать, что масштабные чистки, обезглавливание важнейших видов и родов вооруженных сил после провалившегося военного путча не могут не ослабить армию. И это сегодня главный вызов для турецкого президента. Он обязан нормализовать обстановку в армии и обеспечить ее мобилизацию для отражения внешних вызовов в самое короткое время. А это сделать не так легко.
Несомненно, изменятся взаимоотношения Турции с ведущими мировыми игроками. По крайней мере, внезапный путч военных, хотя и провалившийся не вызвал многочисленных заявлений европейских и американских лидеров о солидарности и поддержке турецкого президента. Зато Обама, Керри, Меркель, Могерини и т.п. высказали жесткое неприятие инициативе Эрдогана вернуть смертную казнь. И вообще потребовали обращаться с виновниками и участниками путча «в соответствии с мировыми демократическими нормами».
С заявлением, отражающим это отношение к перевороту в Турции, выступил председатель Евросовета Дональд Туск. Он допустил, что в ближайшее время во взаимоотношениях между ЕС и Анкарой, возможно, произойдут радикальные перемены. Кроме того, Д. Туск обратил повышенное внимание на применение оружия турецкой стороной. Глава Евросовета отметил, что даже при нестабильной ситуации применение оружия недопустимо.То есть, что заговорщики стреляли из самолетов и вертолетов по народу – это нормально, а вот что режим оборонялся от заговорщиков оружием это преступление.
Но в турецкий капкан попадет не только Турция, но и другие страны, прежде всего, Европа. Как бы почувствовав это, европейские СМИ вдруг сняли розовые очки и начали вменять в вину Эрдогана его контакты с ИГ, нефтяные сделки, поставки оружия и террористов агрессивным группировкам в Сирии. Что еще недели дни назад считалось «кремлевской пропагандой». Заговорили даже о том, чтобы исключить Турцию их состава НАТО. А о приеме ее в Евросоюз многие аналитики советуют забыть.
Важнее другое. В европейских столицах еще не поняли, что Турция, перестав быть барьером на пути мигрантов в Европу, о чем мечтали в Берлине, Брюсселе и других мегаполисах (и выплатили уже 3 млрд. долл.), становится сама источником миграции – миграции турок, пострадавших от репрессий президента. И это не крохи, это сотни тысяч испуганных жителей Турции.
Когда сегодня лидеры европейских стран соболезнуют и сочувствуют десяткам жертв терактов, устраиваемых мигрантами с Востока во Франции, Бельгии, Германии, они почему-то не прогнозируют, что разрыв, жесткие меры в отношении Турции могут привести к еще большей террористической опасности. Вспомним, что за последний год уровень террористической угрозы в Европе вырос за счет миграции туда около миллиона мигрантов. В то время, как только в Германии сегодня проживает около 3 миллионов выходцев из Турции.
Вот оно проявление глобализма. В том числе, когда бурные события в одной стране втягивают в воронку неприятностей, тревог, кризисов целые континенты. Турецкий кризис стал следствием не только недальновидной политики ее президента. К нему приложили руку политики как Европы, так и Америки. И западных лидеров хочется спросить еще раз: вы хоть представляете, что вы натворили?