Конечно, эти страны не сравнимы по огромному числу показателей. И, на первый взгляд, любая попытка их сравнения обречена на провал. Но, не спешите.
Президентская избирательная кампания в США, которая стала как никогда публичной, международной, все более и более становится похожа на нашу страну. Собственно, американцы сами виновны в том, что нарушения, просчеты, «подставы» и многие другие пороки избирательных кампаний стали достоянием мировой общественности. Речь не только в экзотичности и сомнительных достоинствах обоих кандидатов в Президенты США, но и в мощной пропагандисткой кампании, которые беззастенчиво ведут все влиятельные информационные каналы США в пользу одного из кандидатов.
Не буду касаться всех технических и технологических особенностях нынешней президентской кампании. Специалисты об этом и так знают, а обывателя они не слишком интересуют. Коснусь того, что в американских выборах так до боли напоминает украинские избирательные кампании. По возможности, весьма лаконично.
Ну, во-первых, неслыханное по меркам демократического общества использование в Америке административного ресурса. Очень хорошо мне – участнику многих украинских избирательных кампаний – помнится, как многочисленные западные наблюдатели и мировые СМИ осуждали действующие власти Украины за активное их вмешательство в избирательные процесс, блокирование оппозиционных политических сил, ограничение их в доступе к избирателям и т.п.
И, если на этапе заболевания Х. Клинтон агитация американского президента, партнера Клинтон по демократической партии имела хотя бы какое-то оправдание, то после ее выздоровления такое активное участие Б. Обамы в продавливании «своего кандидата» выглядит грубейшим нарушением избирательных правил. Конечно, с учетом явно упавшего авторитета уходящего президента неизвестно, будет ли это способствовать росту рейтинга его партнера по партии.
Но все же. Можете себе представить, чтобы подобное безнаказанно происходило на Украине? Вспоминается 2004 год, когда Президент Л. Кучма ни в какую, ни под каким видом не соглашался активно пропагандировать своего кандидата в Президенты Украины, тогдашнего Премьера (который, кстати, добился тогда впечатляющих успех в социально-экономическом развитии Украины). Известно, что тогда даже возник публичный конфликт между Кучмой и Януковичем. А ведь президент Кучма мог тогда довольно свободно и законно отменить третий тур голосования, предотвратить Майдан и т.п.
Во-вторых, надо признать, что, разве что за исключением 1990 года, все остальные избирательные кампании на Украине происходили в грязной, душной, неконструктивной, мало что обещающей атмосфере взаимных обвинений кандидатов, поиска и обнародования компромата. Грязное белье соперника у нас предъявлялось на встречах с избирателями, в прессе, листовках, речах агитаторов, на телевидении, в многочисленных аудио- и телероликах.
Однако, мы все надеялись, что выборы в США, обучающих все страны демократии, в т.ч. и избирательной, политическая помойка с грязным бельем будет исключена. И глубоко ошиблись. Еще задолго до публичных дебатов между двумя кандидатами в Президенты, еще на стадии внутрипартийных соревнований – праймериз, поток грязной информации об оппонентах лился рекой.
Обнародование хакерами в интернете закрытых директив из штаба демократов, переписки Клинтон по поводу необходимости устранения Б. Сандерса взорвал американскую общественность. Именно тогда началась обреченная на провал информационная кампания по поводу российского следа в американских выборах, рассчитанная на то, чтобы заглушить грязные операции внутри демократической партии.
Что уж говорить о том, с каким масштабом грязи о сопернике мы столкнулись, когда избирательная президентская кампания вышла на финишную прямую. Американцы практически не слышали ясной, стройной программы преобразований в США в случае победы того или иного кандидата. Почитайте их выступления.
Большинство предвыборного времени тратилось на обнародование отрицательной информации о своем сопернике. Таких фактов приводились сотни, если не тысячи. Они тиражировались не только кандидатами, но и их промоутерами, должностными лицами вашингтонской администрации, самыми мощными СМИ Америки.
Приведу лишь один, кстати последний громкий, пример. В штабе Клинтон при помощи газеты, внимание - «The Washington Post», были найдены и обнародованы аудиозаписи 11-летней (можете себе представить) давности, в которой звучит голос Трампа, фривально беседующего с женщиной в автобусе, где он развязно, грязно обсуждает недостоинства женщин. И, естественно, к этой профессионально состряпанной акции, были подготовлены все ведущие американские СМИ, включая региональные, которые превратили предвыборную атмосферу в гремучий, грозовой вулкан.
Даже сам президент США, поддерживая своего кандидата, не представляет преимуществ ее предвыборной программы, анализ позитивных изменений, которые произойдут в американском обществе после победы демократического кандидата. Нет, он в различных публичных речах, интервью и даже в своих президентских брифингах с прессой более всего говорит о недостатках, ошибках и странностях соперника его кандидатши. И еще о вмешательстве России в избирательный процесс в США.
В-третьих, да-да иностранное вмешательство в избирательную кампанию по выборам Президента самой процветающей, демократической и безопасной Америки с недавних пор масштабно обсуждается, комментируется в публичных речах, прессе, на главных телеканалах страны. Посмотрите, почитайте.
Истерическая кампания, весьма странная и нехарактерная для «сверхдержавы» началась тогда, когда возникла необходимость каким-то образом скрыть, замять, забыть преступную халатность Клинтон, которая использовала свой интернет-ящик для рассылки конфиденциальной информации. Когда первые ее письма появились в интернете, американская общественность взорвалась. Это грубейшее нарушение служебных обязанностей и безопасности Америки смеющаяся Клинтон пыталась отбить шуточно.
Но, когда этим занялись ФБР и прокуратура, когда высокие должностные лица в Конгрессе и даже администрации Обамы заговорили о служебном преступлении стало не до шуток. И понадобилась «портфельная бомба» как в известном бестселлере «Когда хвост крутит собакой». Причем такая неожиданная и парадоксальная, чтобы «пипл схавал».
Тогда была придумана версия о том, что Трамп чуть ли не подослан Путиным, чтобы захватить Соединенные Штаты, тем более, что последний не раз высказывал симпатии Президенту России и намекал на улучшение отношений с РФ после его победы на выборах.
Мне, как и читателям наверняка, вспоминается период выборов на Украине, особенно в 2010, когда все украинские газеты и интернет-порталы обсуждали злободневный вопрос: как преодолеть влияние России на президентские выборы на Украине. Читателям вбрасывалась «инсайдерская информация» с Красной площади, слухи их коридоров администрации президента Медведева, описывались рацион питания и передвижения московских политтехнологов и т.п. по территории Украины.
Вспоминается и другое. Как в отечественные социальные сети попала стенограмма телефонных переговоров Виктории Нуланд о том, кого поставить президентом, премьером Украины и мэром Киева. Тогда особых возмущений не было, правда. Но это же Украина, а не Америка!
И вдруг Америка на полном серьезе, на уровне Президента Соединенных Штатов обсуждает тревожную и масштабную опасность вмешательства других стран в американские выборы Президента. Ну ладно Китай, но даже Россия – региональная держава (государство – бензоколонка по выражению Маккейна) вызывает острую и страшную озабоченность в Белом доме. Который не стесняется этой опасностью поделиться с гражданами и тем самым, как бы сказать, приопустить себя. А может и перестраховаться. Когда итоги голосования окажутся не совсем такими, как этого ожидает Вашингтон. Тем более, что рейтинги Клинтон и Трампа постоянно колеблются.
Не просто штаб Клинтон, но президент Обама сообщил, что Россия будет влиять на выборы в США (U.S. Says Russia Directed Hacks to Influence Elections, The New York Times, 07/10/2016). Причем, раздувая постоянно эту тему, ее промоутеры вышли далеко за рамки разумного и утверждают, что с помощью хакеров Кремль сможет удалять избирателей из списков, создавать очереди на избирательных участках, манипулировать общественным мнением. И, в крайнем случае, сможет вбрасывать в интернет информацию о кандидатах, способную изменить общественное мнение в США.
Может быть, опасаясь этих угроз, за месяц до голосования американский президент решил досрочно проголосовать на избирательном участке, не предъявляя НИКАКИХ обоснований своего решения. Но тогда возникает вопрос, а чем в этом случае политическая ситуация в США отличается от украинской?
Ждем, когда один из штабов (уже скоро) заявит о том, что изначально не признает итоги выборов Президента и призовет своих сторонников выйти на улицы и заставить действующую администрацию провести повторное голосование.