НЕОКОНЧЕННЫЙ РАЗГОВОР Александр Булавин

2017-03-12 11:20 51204

 

«Вот и встретились два одиночества»

Вообще ни Турцию, ни Россию, обделёнными вниманием мирового сообщества не назовёшь. И как суверенные страны они входят в разные региональные и глобальные объединения и блоки.

Однако, накануне масштабного государственного визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Россию остро ощущалась давняя государственная мудрость или хитрость, высказанная Черчиллем "У Британии нет друзей или врагов, у нее есть только интересы».

Турция, входящая в блок НАТО и якобы являясь активным членом Евросоюза, не будучи таковым, испортила свои отношения с европейскими структурами окончательно. Анкара и Брюссель и так наговорили друг другу много неприятного. Более того, по мнению Турции Европа ее "кинула". Хотя и в Европе в целом, и в Берлине конкретно, считают наоборот. Но после того, как в течение двух дней Эрдоган позволил себе назвать представителей двух стран Европы «фашистами», понятно, что возвращение в Европу, если и будет, то нескоро.

С блоком НАТО все оказалось ещё циничнее. В голову турецкого руководства наконец пришла простая мысль: Турцию просто используют. Когда по мановению американской палочки (возможно и волшебной) в турецкой столице загремели выстрелы и взрывы, а президент вместе с семьёй еле улизнул на вертолете (по предупреждению Кремля) от спецназа, готового его захватить, Европа в целом и НАТО в частности не просто не защитили, но и промолчали о вероломности и опасности планов смещения власти.

Надо отметить, что противоречия между Анкарой и Вашингтоном с приходом Трампа не упростились, не прояснились, а ещё больше запутались. Встречи с новым хозяином Белого дома в Анкаре ждут. Однако, похоже, Эрдогану необходимо быть более решительным в Москве, так как на берегу Потомака его не ждет желанная позиция. Большинство американских СМИ по-прежнему считают, что «США должны использовать Турцию». Сам же Белый дом беспокоит то, что агрессивная антикурдская кампания Эрдогана «отдаляет позиции США и России», мешает их диалогу.

Направляя дополнительные силы спецназа в Сирию и Ирак, США "имеют в виду Турцию" и не собираются с этим важным игроком ближневосточной войны советоваться. Более того, обамовская стратегия агрегации Турции с помощью Курской народной партии и многочисленных подразделений курских ополченцев продолжается, не взирая на громкие крики с Капитолийском холма о "новом курсе".

Не следует забывать, что Анкара уже не раз заявляла, что может пойти на разрыв отношений с НАТО. И это для последней будет немалой потерей. А Эрдогану необходимо вернуться домой с желанными соглашениями из Москвы, так как нужен его высокий рейтинг накануне национального референдума 18 марта о расширении полномочий президента Турции

Москва, в свою очередь, играющая первую скрипку в ряде региональных и глобальных объединений, тем не менее, вышла на встречу с турецким президентом, не обнадеживаясь ничем.

Если в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, БРИКС и есть какие-то успехи в сочетании с новыми проблемами, то в отношениях с глобальным конкурентом - "партнёром" США ситуация пока не обещает ничего вдохновляющего. Вашингтонская "оттепель", возникшая даже не в умах, а в речах, постепенно возвращается к заморозкам и наледи в делах.

Тем более, что Белый дом демонстрирует удивительную публичную тупость, когда заявляет, чтоДональд Трамп не станет раскрывать стратегию на переговорах с Россией. Эта ремарка говорит о том, что американский президент и его окружение просто некомпетентно в международных отношениях.

Во-первых, все свои намерения президент Трамп уже раскрыл многократно и разнообразно в интервью, речах, твиттере и докладах. Что нового он может сказать?
Во-вторых, он как бизнесмен, а не политик, не осознаёт ещё, что лидер другой страны, тем более Путин, просто не будет встречаться с ним, если команды переговорщиков не наработают материал, с использованием которых можно добиться какого-то приемлемого результата для своей страны на переговорах.

Это Тереза Мэй может прилететь в Вашингтон, чтобы принять все условия Трампа и подержаться за его руку на пути от Овального кабинета к микрофону пресс-конференции. Путина это не устроит. Как известно, глава России уже дважды отказывался от участия в международных форумах на высшем уровне, если видел, что результата позитивного для России и его как президента не будет.

Ещё более примитивным (если не высказаться грубее) выглядит месседж из Белого дома о том, что Трамп встретится в Меркель для того, чтобы узнать «как манипулировать Путиным». Во-первых, учитывая провальный в целом диалог Меркель – Путин, Трамп может узнать только о том, как можно разрушить отношения с Россией. Во-вторых, насколько унизительным является такой посыл для Меркель и Германии, что ее вызывают не для того, чтобы развить американо-германские отношения, не для демонстрации американской поддержки канцелярини на предстоящих выборах, не для того, чтобы обсудить пути сотрудничества США и ЕС, а для использования манипуляций в диалоге с Кремлём.

А отношения России с ЕС, в которых ещё месяц-два назад вроде бы намечалось потепление, сегодня остаются (и останутся) на том же уровне. С одной стороны, глобалисты по-прежнему держат ЕС "за яблочко". И победа Туска на промежуточных выборах тому подтверждение. С другой стороны, все возможные позитивные ростки со стороны различных стран и их лидеров тщательно пресекаются и утрамбовываются. А появления "ненужных руководству ЕС умников" типа Ле Пен заблаговременно предупреждается без оглядки на демократию и закон.

И на последней сессии ЕС период полураспада организации встал в полный рост. Деление стран ЕС на «динамичные» и «отстающие», полностью противоречащие духу ЕС, на «шенгеновские» и «нешенгеновские» и т.п., закрепленные в резолюции, вызвали небывалый негативный резонанс под занавес. Его еще и катализировала Польша, что сделала итоговый документ недоутвержденным. Так что лидер России мог встречать главу Турции, не слишком оглядываясь на запад.

Усталые и сосредоточенные
Так выглядели оба лидера на итоговой пресс-конференции. И дело не в том, что в период их переговоров потерпел аварию вертолет в Турции, погибли граждане обеих стран и стороны высказали друг другу слова соболезнования. Проблемы во взаимоотношениях и ожидания накопились существенные, вспомнить только о том, что в 2016 году объем взаимной торговли упал на 32%.

Действительно был совершен огромный объем работы в сравнительно короткий срок. Так как это была не столько 4-я за год встреча Эрдогана и Путина, но 6-е заседание российско-турецкого совета сотрудничества высшего уровня. Я не помню столь обильного пакета подписанных документов в ходе каких-либо недавних пресс-конференций.Глобальные и долгосрочные проекты, такие как «Турецкий поток» и строительство каскада атомных станций вошли в среднесрочную программу сотрудничества. Об остальных подписанных (что важно, а не проговоренных) соглашений много писали информагентства. Отмечу ряд новелл.

К примеру, вызвал интерес новый контакт и соглашение: между Генеральной прокуратурой и министерством юстиции Турции о протокольном сотрудничестве. Мы можем только догадываться о деталях. Однако, скорее всего, оно необходимо, чтобы существенно усилить совместную работу против конкретных сил и персоналий террористов. Министерства культуры двух стран подписал соглашение о проведении в будущем году перекрестного года культуры и туризма в обеих странах.

Как известно, создан российско–турецкий инвестфонд в объеме 1 млрд. долларов в интересах развития взаимных инвестиций. А также впервые подписано соглашение между ассоциациями малого и среднего бизнеса двух стран.

Так что усталость лидеров может быть удовлетворена: основные интересы и надежды обеих стран воплотились в конкретные документы. И теперь это придаст динамики в экономической, финансовой (а во взаиморасчетах страны перешли на национальные валюты), инновационной (Турция решила покупать российские МС-21), туристической сферах.

И все-таки на лицах лидеров двух стран была печать озабоченности. Безусловно, за данной встречей внимательно наблюдали из разных мировых столиц, пусть и с различной степенью заинтересованности. Первые отклики даже в прессе, далеко не комплементарной к обоим лидерам, в основном даны позитивные оценки достигнутого. Но, надо признать, что обоим лидерам приходилось нередко оказываться на лезвии дипломатического ножа, рассматривая те или иные мировые и региональные проблемы.

К примеру, в Ереване, причем незадолго до выборов, крайне остро ожидали деталей переговоров Путина и Эрдогана по Карабаху. Не секрет, что определенная влиятельная часть армянской элиты критикуют президента Армении за «мягкую и недальновидную» позицию в отношении Москвы. Россия предпочитает пройти между Сциллой и Харибдой в этом вопросе, не разрушая отношения с Арменией и Азербайджаном. И диалог – «о тройственном сотрудничестве Турции, Россий и Азербайджана», по утверждению турецкого президента действительно состоялся. Но какие решения были приняты – неизвестно. И эта острая тема зависает в воздухе, что порождает сплетни, подозрения и нечистоплотные интерпретации.

Не менее «скользкой» была тема взаимоотношений Турции и курдских формирований. По крайней мере, на итоговой конференции и Путин, и Эрдоган от ясного ответа ушли. И, видимо, это будет домашним заданием двух столиц на ближайшие недели. Также, кстати, как и проблема крымских паромов в Турцию. Шаг, понятный для Анкары с точки зрения политической (тогда почему они ходили все то время), но совершенно неопределенный с точки зрения экономической. Как собирается наращивать сотрудничество Анкара с Москвой в сфере сельского хозяйства (а Ткачев анонсировал значительный рост объемов взаимной торговли), если транспортное сообщение через Крым не будет разблокировано?

Словом, «этот тайм» российско-турецких отношений завершен, отыгран. Но он лишь преддверие в решении еще более сложных и многочисленных проблем двух государств, находящихся в мейнстриме международных отношений.

Еще блоги