ОДЕРЖИМОСТЬ ВЛАСТЬЮ – ИТОГИ ТУРЕЦКОГО РЕФЕРЕНДУМА Александр Булавин

2017-04-17 16:00 37342

 

Власть не любят во всех уголках планеты. Это давняя и хорошо известная историческая традиция. Вот этим нелюбимым лидерам мы и поручаем руководить нами.

Эрдоган, решив поставить, фактически, свою кандидатуру на плебисцит, очень рисковал. По крайней мере, он хорошо знал, что результаты референдума предсказывали в районе 50/50. Вчера около 20.00 президент Турции уже объявил, что "турецкий народ проголосовал за обновлённую конституцию". Как издёвка звучало его поздравление премьер-министру страны Йылдырыму, должность которого с утверждением итогов референдума упраздняется.

Стоила ли игра свеч?

Конечно, победа на плебисците означала, что Эрдоган потенциально может править почти до 2030 года. Да, есть правда в том, что такая реконструкция исполнительной власти может улучшить управление страной. Ведь он с помощью одной из вводимых поправок отказывается от весьма противоречивой и запутанной системы, существующей в ряде стран, в т. ч. в России, на Украине, в Белоруссии. Когда управляет страной и президент (со своим многочисленным аппаратом), и премьер со своим кабинетом министров.

Но, давайте не обманывать себя, даже при этой структуре власти Турция знала намного лучшие времена. А вот стремление к исламизации страны, фактический отказ от стратегии Кемаля Ататюрка, которого турецкое общество считает чуть ли не Господом Богом, слишком большая и опасная игра Эрдогана. И эта не только перемена духовного измерения общества несомненно скажется и на других сферах жизни Турции.

Зачем он рисковал?

Турция фактически находится в состоянии войны с соседним государством -Сирией. И не только с ней. В последние месяцы отношения официальной Анкары со своими традиционными союзниками - США и Европой ухудшились кардинально. С Россией и Китаем Эрдоган балансирует на нулевой отметке. В то же время врагов в своём регионе у него не убавляется.

Внешнеполитических приобретений от проведённого референдума (особенно победного) Эрдоган, как опытный политик, ожидать и не мог. Сама его идея вызывала в европейских столицах лишь раздражение. И не только ритуальное, ибо нововведения являются безусловным нарушением демократических принципов. Хотят в Европе или нет, им придется еще очень долгое время общаться, мириться, терпеть Эрдогана как лидера одной из ключевых стран в европейской политике.
Характерна и первая реакция Германии, где предложили не только полностью закрыть тему вступления Турции в ЕС, но и лишить ее денежной поддержки Европы в размере 4.45 млрд.долл., которые выделялись для подготовки страны к вступлению в европейский альянс.

Защите президента Турции изменённая (по Эрдогану) конституция малопоможет. Любой заговор, мятеж, путч является противоправным и антиконституционным, потому законодательно застраховать себя невозможно. В Турции в последние десятилетия состоялось несколько мятежей (успешных и провальных). Последний военный путч, возникший не без помощи из-за рубежа, но не с помощью силы закона был подавлен без всяких конституционных изменений.

Предупредить ошибки Эрдогана за счёт абсолютизации его власти также смешно надеяться. А от критики населения президент, получивший все рычаги власти, тем более не защищён. Не на кого списывать провалы, промахи. А они будут, ведь не в безвоздушном пространстве, не на пустой планете живет и действует Турция.

Вспомним лишь последнюю крупнейшую тяжбу Анкары и Брюсселя по поводу ограничения притока мигрантов в Европу через Турцию, когда обе стороны страдали, несли нешуточные материальные потери, заключали сделки и... проваливали их.

Так вот, когда после сбитого Су-24 Россия разорвала практически все экономические связи с Турцией, сотни тысяч, миллионы турок (без преувеличения) ощутили резкое падение экономики на своих карманах. И главным виновником этого был Эрдоган.

Кстати, и существующей политической власти Эрдогану хватало. Тем более, что большинство в турецком парламенте занимает его партия. После подавления путча 2016 года любые политические, экономические, социальные, геополитические были для президента Турции вполне достижимы, не вызывали препятствий со стороны его ослабленных оппонентов.

Царствовать или править?

Сразу после объявления Эрдоганом победы на референдуме площадь Таксим приказали заблокировать, как сказано " в целях безопасности". И это правильно, чуть ли не каждую неделю Турцию сотрясают кровавые терракты. Однако, думается, здесь есть и другие соображения.

Политики и эксперты, в первую очередь турецкие, предупреждают - победа Эрдогана на плебисците «поджигает бикфордов шнур гражданской войны». Не секрет, что референдум был изначально проигран в ключевых, многонаселенных города, выигрыш был за счёт провинции. Поэтому следует ожидать, что все «мятежные площади» в крупных городах будут закрыты под разными предлогами, силовые структуры будут приведены в состояние повышенной боевой готовности. В конце-концов под предлогом войны в Сирии и Ираке, террористических актов в Турции Эрдоган может ввести в стране военное положение и этим практически нуллифицировать все военные возможности оппозиции.

Сегодня утром новостные сайты сообщили, что после объявления Эрдоганом итогов референдума на улицы вышли тысячи турок, не согласных ни со смыслом, ни с итогами плебисцита. Возможно удастся ещё больше раскачать ситуацию (тем более есть в этом заинтересованные и внешние силы). Но, скорее всего, "революций" и мятежей в ближайшее время ожидать не стоит. Так как у Эрдогана есть свежий успешный опыт борьбы с заговорами.

А вот как почти царь турецкий-Эрдоган будет управлять в таком "расхрыстанном " обществе, когда легитимация его царствования столь шатка - сказать трудно. Мало царю восседать на троне, надо еще и властвовать.

 

Еще блоги