Точка невозврата Дмитрий Джангиров

2014-06-04 16:06 56493

Министерство обороны официально заявляет о сотнях дезертиров, информация о серьезных трениях между армией, внутренними войсками и Национальной гвардией в зоне АТО уже давно не является секретом. При этом политики любят говорить о необходимых жертвах ради победы. Украинские политики, находящиеся сегодня у власти – не исключение.

Что такое победа официального Киева в войне с федералистами Донбасса, вопрос более или менее ясный – сдача последних на милость победителя (программа-максимум) или под гарантии амнистии (программа-минимум).

А что, если победа окажется невозможной? Например, ввиду неприемлемо высоких потерь?! Прежде всего – человеческих. Цифра официальных потерь участников АТО перевалила за сотню, количество раненых – более 300. При этом продолжился список небоевых потерь – на днях от самовозгорания боекомплекта взорвалась самоходная артиллеристская установка, похоронив двух бойцов. Так что нет ничего удивительного в том, что 14 мая в Полтаве родственники мобилизованных не позволили вывезти их на Донбасс для участия в АТО. В конце концов, неделей ранее 15 вертолетчиков отказались вылететь для спасения сбитого коллеги…

Но, кроме человеческих, имеются еще и экономические потери. Международные институты постоянно ухудшают экономический прогноз для Украины на текущий год ввиду продолжающейся политической нестабильности, а МВФ выделяет Киеву деньги уж точно не на финансирование вооруженного конфликта.

Некоторые эксперты связывали получение первого транша МВФ с началом АТО на Донбассе. На самом деле МВФ все равно, каким образом Киев добьется «контроля и управляемости» над всей территорией страны. Но правящий режим пробует решить вопрос «по-быстрому». Результат известен.

В целом же ситуация стремительно приближается к точке, после которой, как говорят в теории игр, «приз» от возможной победы не способен покрыть понесенные затраты. Ну, а победа с каждым днем отнюдь не приближается…

Однако победитель президентских выборов получает моральное право быть ответственным субъектом переговорного процесса с неспокойным Юго-востоком в целом, и восставшим Донбассом – в частности.

Мы имеем веские основания предполагать, что г-н Порошенко предпочтет переговоры, хотя бы в силу того, что он просто вынужден будет провести масштабную ротацию силовиков. Причем по двум критериям – проявивших либо избыточную некомпетентность в ходе АТО, либо непростительную лояльность к Юлии Тимошенко.

Одно это вынудит нового президента, как минимум, приостановить проведение АТО. Параллельно Петру Алексеевичу, придется volens nolens упорядочить деятельность Национальной гвардии, которая в ряде регионов Юго-Востока превращается в частную армию одного олигарха-губернатора.

В данной ситуации переговорный процесс выглядит неизбежной альтернативой хаосу вооруженного конфликта. Однако президентские выборы и неприемлемо высокие потери (как людские, так и экономические) – не единственные точки на временной оси, которые являются критическими. Имеется еще и «точка невозврата», – момент, когда потери федералистов и мирных жителей Донбасса и Юго-Востока в целом (в первую очередь – человеческие) сделают невозможными переговоры с Киевом о сохранении единства страны.   

Еще блоги