На будущих парламентских выборах страна изберет не столько новую Верховную Раду, сколько новый путь развития – конфликтный или мирный прогрессивный или возвращающий к традиционно светлому прошлому. Сейчас же страна оказалась в необычной ситуации, когда не ясна не только дата кампании, но и правила ее проведения.
«Давайте полностью снимем избирательный барьер, все тогда получат шанс», - говорит мне экс-депутат Людмила Супрун. По его мнению, в новой Раде каждой политической твари должно быть хотя бы по паре. А еще стране нудно изменить Конституцию, прописал Народный Основной закон. Собственно, этой народной инициативой Супрун и занимается, подключая к ней героев вчерашних дней вроде создателя украинской Соцпартии, экс-спикера Александра Мороза.
«Выборы должны пройти по открытым списка», - рассказывает мне же депутат – свободовец Игорь Мирошниченко. Для его партии будущие выборы окажутся сложными и, скорее всего, провальными. Позорно мизерный балл, полученный на президентских выборах лидером «Свободы» Олегом Тягнибоком говорит о том, что его политсила не сможет преодолеть трехпроцентный проходной барьер.
Система открытых списков не только регионализирует украинскую политику, она сделает неимоверно сложной сам процесс подсчета голосов, облегчая фальсификации и делая их практически неконтролируемыми. Но есть и позитивный момент – политикам придется не просто включаться в избирательные списки, финансируя избирательную кампанию своей политсилы. Они будут вынуждены работать с людьми в регионах – строить дороги, отапливать детские сады и школы - потому что граждане будут отдавать за них глосса персонально, а не списочно.
Под вопросом пока остается сам факт проведения досрочных выборов. Чтоб они состоялись, одна из партий большинства («Батькивщина», «Свобода» или УДАР) должна его покинуть. Судя по словам Петра Порошенко, он находи в этом вопросе понимание УДАРа. Этой политсиле, в отличие, от «Батькивщины» есть смысл проводить досрочные выборы.
Юлия Тимошенко от досрочной кампании ничего не выигрывает, зато многое теряется. Сейчас она – почетная управляющая самой крупной парламентской политсилы. Но после досрочных выборов эта ситуация изменится. Единственный бонус для Юлии – это возможность после выборов получить депутатскую неприкосновенность. Но сейчас ее свободе ничто не угрожает. Неприкосновенность для Тимошенко – очень сомнительный позитив. Скорее всего она будет бороться за отмену депутатского иммунитета, сделает это своим предвыборным лозунгом и попытается побелить на волне популизма.
Дебатируемой остается и дата проведения досрочных выборов. Соратники Петра Порошенко, да и сам он говорят об осени. Ситуацию на Востоке страны новый президент собирается разблокировать за три месяца, еще за месяц подготовиться к голосованию и в октябре провести кампанию
Представители «Батькивщины» оттягивают гибель нынешней Верховной Рады. Они считают, что досрочные выборы нужно проводить не раньше января. Учитывая, что от «романа до Йордана – украинский рамадан», голосование может состояться либо в конце января, либо – в феврале. К этому моменту Юлия Тимошенко успеет подготовиться
Январь-февраль – традионное время активизации украинских протестов. И не зря Тимошенко регулярно употребляет выражение «третий майдан». Она пытается его поднять, организовать и обернуть к себе передом, к президенту – тылом. Оттого, насколько ей это удастся, зависит и результат досрочных парламентских выборов, и сама возможность их проведения. Тимошенко традиционно демонстрирует: государство – это она, тем самым лишая себя возможности управлять этим самым государством.