Завтра заканчивается регистрация кандидатов на парламентских выборах. Документы подали более 5 тысяч человек, в кампании участвуют полсотни партий. Это изобилие, граничащее с безумием и бессмыслицей. При пятипроцентном проходном барьере, войне на востоке и готовности админресурса быть использованным, шансы сил, несолидарных с Блоком Петра Порошенко, выглядят минимальными.
Оппозиционеры смогут пройти в Раду, если их электорат совершит подвиг и переместится из зоны обстрела в район избирательных участков. Если югу дадут волеизъявиться. Если голоса честно пересчитают и не украдут.
Наибольшие проблемы тут у коммунистов. Пока их пытаются запретить, их представители уже вычищены из избирательных комиссий. Защищать их результаты некому.
Блок левых сил, который мог бы заняться соцзащитой граждан, также может оказаться не у дел, так как в нем не так уж много популярных и раскрученных персон.
Определенные шансы имеет Оппозиционный блок, собравший в свои ряды тех, кто может ассоциироваться у граждан с экономической стабильностью. Есть вероятность, что те, кто не хочет голосовать за партию войны, попытаются проголосовать за мир. И Блок оппозиции может стать для них шансом.
Учитывая, что медиапространство Украины сейчас легло под власть, то оппозиция – это тест для журналистов: готовы ли они говорить о непровластных кандидатах или их блоках? Могут ли принять альтернативное мнение?
Есть подозрение, что этот лакмусовый тест покажет грустный результат. Те, кто выводят в лидеры соцопросов политиков, богатых только своими радикальными идеями, вряд ли готов к тому, что люди могут проголосовать за покой и возвращение к стабильности.
Если говорить о стабильности денежной, то с нынешней властью она не ассоциируется. Это теперешняя оппозиция держала доллар в рамках 8 гривен и не обрушивала экономику, несмотря на подорожание газа, воровство денег олигархами и вывод их из страны.
Нынешняя оппозиция, будучи властью, не размахивала перед народом чистыми руками, зато выдавала вовремя и всеобъемно зарплаты бюджетникам и соцпомощи кому положено.
Нынешняя, честная, чистая и какая-то-там-еще власть этими мелочами не страдает. У нее есть крепкое оправдание: Родина в опасности, война идет. Но у нее нет ответа на вопрос, кто допустил войну, кто отдал Крым и кто сейчас отказывается от Донбасса.
Для нынешней власти важно выиграть выборы и показать, что парламент может быть монолитными. В него, мол, оппозиционерам не пробраться.
В условиях, когда округи донбасских мажоритарщиков оказались в зоне боевых действий, можно догадаться, сколь сложно проводить им избирательную кампанию. Надежда остается на то, что электорат оценит эти усилия и все же сумеет проголосовать.
Если верить словам Юлии Тимошенко, оппозиция стране нужна как воздух и как противовес, необходимый для нормального существования власти. Правда, это Юлия говорила во времена президентства Леонида Кучмы, когда она сама была в глухой оппозиции.
Сейчас путь Тимошенко неясен – с Петром Порошенко она вряд ли примирится, Оппозиционный блок ее за свою не признает – слишком во многом она виновата перед страной.
Пожалуй, впервые за время существования украинского парламентаризма, Верховная Рада получает шанс создать конструктивную оппозицию. Взаимодействие с такой оппозицией важно и оздоровительно для самой власти. Без такого элемента власть залипнет в сладком сиропе псевдосторонников. Она останется без шансов преобразовать страну.
Украине же по-прежнему нужны реформы. Собственно, ради них, а не во имя воцарения новых героев, люди выходили на майдан.