Украина: сценарии развития ситуации Игорь Шевырев

2015-05-20 09:47 28701

Какой будет Украина в 2020 году? И как выйти на путь устойчивого стабильного развития, к большому европейскому будущему, которое, безусловно, заслуживает наша страна. Ответственность за достижение этой стратегической цели лежит на всех нас. И прежде всего, на президенте как главе государства .

Какая мера ответственности для президента? Либо выборы, либо майдан. (Прим.: сценарий импичмента не берем во внимание, поскольку в данном случае для этого нет юридических оснований).

Сценарий «третьего майдана»  на практике несостоятелен (в силу ряда причин), а очередные выборы состоятся только в 2019 году. (Прим.: сценарий досрочных президентских выборов также отбрасываем, под них нет политического спроса, они ничего не меняют, только затратны и не имеют  практического смысла).  

Можно не сомневаться: Петру Порошенко  в свете нынешней его политики второй президентский срок не «светит». Так что, те, кому  сегодня особенно невмоготу от жажды президентской ответственности, могут быть спокойны. Впрочем, примерно так же как спокоен сейчас и сам Петр Порошенко, который вряд ли, со своей стороны,  настроен задерживаться на вторую каденцию. Просто у  Петра Алексеевича на сей счет совсем иные планы. Например, в 2020 году у него может быть неплохой  шанс отправиться «на повышение», перейдя с общеукраинского на общеевропейский уровень и стать депутатом Европарламента. (Кстати, сможет ли  его личный друг,  грузинский лидер Михаил Саакашвили составить в этом повышении компанию?).

Однако, на данный момент об этом преждевременно говорить. Потому как прежде, чем делегировать своих депутатов в Европарламент, Украина должна вступить в ЕС, выполнив нынешнюю повестку евроассоциации. Равно как и президентская «миссия» Порошенко к настоящему времени еще далеко не исчерпана. Три основные задачи, имеющие стратегическое значение: евроинтеграция, реформы и децентрализация – вот основная «миссия» президента Петра Порошенко.

Во-первых, президенту Порошенко предстоит  выполнить обязательства, которые он взял на себя подписав соглашение о евроассоциации. И о т того, чем быстрее Украина сможет имплементировать соглашение об ассоциации с ЕС, зависит дальнейшая европерспектива страны. Другими словами, чисто т еоретически это возможно  вполне  за год. Но фактически для гармонизации и  евроадаптации нужно бы «накинуть» еще несколько лет, но это время очень и очень напряженной, интенсивной работы. Так что, европейская Стратегия-2020, предполагающая вступление и в НАТО, и в ЕС, приобретает вполне реальные перспективы. А значит, и мечта стать евродепутатом из ныне «невозможной» превращается в осуществимую.

Во-вторых, необходимо провести структурные реформы, что впрочем, неразрывно связано см. п. 1. По факту Соглашение об ассоциации с ЕС фактически является основополагающей программой реформ для Украины.

В-третьих, завершить конституционную реформу и прежде всего, обеспечить реальную децентрализацию власти, сбалансировать межрегиональное развитие и дать больше свободы местному самоуправлению. Да, по той же стратегии, как уже было задекларировано ранее: «польский опыт» реформ.

Перейдем теперь к мерилам ответственности для правительства и коалиции.

Какая мера ответственности для правительства? Это, прежде всего, компетенция парламентской коалиции. Как «коалицианты» решат, так и будет. Согласно Конституции, коалиция формально формирует правительство и также вправе отправить его в отставку.

Какая, в свою очередь, мера ответственности для коалиции? Досрочные парламентские выборы. (На случай если одна коалиция распалась, а новой коалиции в стенах Рады так и не появилось). Впрочем, сценарий досрочных парламентских выборов не менее маловероятен,  чем досрочные президентские выборы. Тем более, что и не развязывает запутанный туго «клубок» местных проблем.

Однако, рассмотрим правительственную ответственность подробнее.

Кто является лидером коалиции? Безусловно, премьер как глава правительства. Применительно к украинским реалиям формально – это Арсений Яценюк, но фактически лидером парламентско-правительственной коалиции является  все-таки Юлия Тимошенко. По сути, нынешнее формальное лидерство Яценюка основывается на том факте, что он один из лидеров победного Евромайдана, благодаря которому нынешняя правящая команда смогла прийти к власти. Однако, опять же: это  так, если за «точку отсчета» брать именно Евромайдан. В то время как фактически источник легитимности нынешней демократической коалиции имеет более глубокие корни и уходит еще во времена президентства Януковича.

Юлия Тимошенко, принявшая на себя основной удар от бывшего «бандитского режима» и  незаслуженно подвергнувшаяся за это жестоким политическим преследованиям, дала своим авторитетом «пропуск» в большую политику многим нынешним демократическим лидерам. Кстати, борьба с «бандитским режимом» шла под лозунгами Свободы (Юлии Тимошенко), вокруг которых консолидировался весь политический спектр. Т от же лозунг перешел и в Евромайдан, будучи усиленным  настойчивыми требованиями евроинтеграции.

Тем не менее, затем, уже после Революции Гідності, «лидеры сцены» сразу же взобрались с Майдана на «сцену» политическую, но  …  без Юлии Тимошенко,  оставив ее прозябать в кулуарах, в забвении, еще и замалчивая. Как видим, формальная власть в стране  сменилась, а с фактической не произошло никаких изменений. И в принципе, для постсоветских реалий  такое «раздвоение»  власти на формальную и фактическую давно является  устоявшейся  нормой. Другое дело, что для Европы  это  категорически  недопустимо. К тому же, противоречит принципам  прозрачности, честности, транспарентности власти, ее ответственности перед народом, интересы которого она  вообще-то  представляет.  В конце концов, демократическая о тветственная власть должна сама за себя отвечать. Вместо того, чтобы  каждый раз  искать в своих рядах «козлов отпущения» и выяснять, кто –  где  – кому  «марионетка». Так  что, Украина, раз уж устойчиво встала  на путь  евроинтеграции, должна привести свое  политическое «поле» в  строгое  соответствие с европейскими принципами. Формальная и фактическая власти должны быть объединены, любая  «раздвоенность» между ними –  устранена, а  основными субъектами политического процесса должны остаться партии. Те партии, которые сформировали по результатам выборов парламентскую коалицию  – правящие партии, должны нести ответственность.  Если сумели эффективно реализовать политику,  значит, продлевают «мандат доверия»;  те, кто не с умел, сходят с политической «сцены» и готовятся к следующим выборам. Такова обычная европейская практика. Теперь к нынешней украинской «двойственности».

Как известно, формальным победителем прошлогодних парламентских  выборов стала партия «Народный фронт», занявшая  «в партийном зачете» первое место. А значит,  если следовать европейским принципам, и менно «Народный фронт» должен был  сформировать коалицию. В то время как  фактически правящая коалиция была сформирована на основе Блока Петра Порошенко, получи вшего б ольшинство министерских  «кресел»  в Кабмине, являющегося по Конституции коллегиальным органом. Специфика ситуации заключается в том, что в БПП вошли не только несколько партий, но и многие так называемые  «независимые кандидаты» («мажоритарщики»), формально представляющие своих избирателей, но фактически не несущие никакой политической ответственности. ( В  условиях отсутствия института отзыва народного депутата избирателями).

Как результат,  в стране  сложилась нынешняя дилемма ответственности: формально за работу Кабмина должен отвечать премьер Яценюк, но фактически ему приходится нести ответственность  за правительство, где большинство принадлежит президент у . То есть отвечать за то, к чему  ни  он, ни его «фронтовая команда» не имеет никакого отношения. Тем более, что вообще-то, если уж на то пошло,  в условиях  парламентско-президентской республики, к которой Украина вернулась после Евромайдана, президент  формально вообще-то не имеет влияние на правительство. Однако, фактически, несмотря на это предписание, из АП «в ручную» модерируют не только Кабмин, но и парламентскую коалицию.

Однако, самая главная «нестыковка»  - вокруг  Юли и  Тимошенко. С одной стороны, фактически это главный политический лидер в стране. Но с другой стороны, по какой-то досадной случайности, она до сих пор вынуждена прозябать «на дне», имеет  в парламенте самую малочисленную фракцию, без каких-либо рычагов влияния и наиболее уязвима я как от  президента, так и от  своих демократических соратников. По сути, именно  Юлия Тимошенко, если исходить из принципов  европейской  демократии, должна была б быть премьер-министром  в стране, а ВО «Батькивщина» - главной правящей партией. Тем более, что это единственный  партнер Европейской Народной Парти и в украинском парламенте. Ну, а ЕНП в свою очередь, по-прежнему  остается влиятельной правящей силой в нынешнем составе Европарламента.

В общем, обилие подобных нестыковок, раздвоение формальной и фактической властей являются одними из основными причинами нынешней перманентной политической чехарды, путаницы и связанных с нею кризисов. Соответственно, упорядочивание политической системы, приведение ее в соответствии с европейскими принципами являются гарантиями стабильности, достижения политических компромиссов.

На наш взгляд, Юлия Тимошенко является наиболее компромиссной «фигурой» на политической арене Украины. Причем не только  во внутренней, но и во внешней политике страны. С одной стороны, как реальный лидер демократической коалиции, сплачивая в единую дружную команду многие партии, часто конкурирующие друг с другом. С другой стороны,  как эффективный медиатор, обеспечивающий баланс власти между президентом, правительством, а также парламентом и коалицией, гарантом внутриполитической стабильности и устойчивого демократического развития.

Юлия Тимошенко также компромиссна для межрегионального баланса страны, гарант децентрализации власти, непосредственный инициатор многих реформ в сфере местного самоуправления. В свою очередь, децентрализация власти – это гарантия единства и территориальной целостности страны.  

В международных масштабах Юлия Тимошенко является приемлемым компромиссом в отношениях между Киевом и Москвой, гарантом нормализации, стабилизации и развития украинско-российских отношений. В то же время Юлия Тимошенко не менее значимый  компромисс в отношениях между Украиной и Западом. И прежде всего, в отношениях с США, нашим важным стратегическим партнером. Тимошенко также является гарантом украинской евроинтеграцией.  Кстати, в отношениях с ведущими  «азиатскими тиграми» динамично развивающегося Востока  – Китаем, Японией, Индией  –  Юлия Тимошенко также остается  наиболее узнаваемой, договороспособной и компромиссной фигурой.

Так им образом, Украина заждалась возвращения Юлии Тимошенко. В интересах стабильности, евроинтеграции, реформ и развития .

Отсюда вывод: нынешняя  правящая  коалиция должна быть переформатирована, партия «Батькивщина» должна вернуть себе заслуженное лидерство в коалиции, а Юлия Тимошенко – премьерский «пост». В озвращение пять лет спустя…    

Кстати, подобная ротация  «в верхах»  несет  не менее  большие  политические  перспективы и для нынешнего главы правительства.  Так, перед  Арсени ем  Яценюком открываются отличные возможности  для подготовки  к следующим президентским выборам . Арсений Петрович , за стекшие пять лет, накопив  богатый позитивный и практически безукоризненный  политический  опыт,  доказав свою бОльшую эффективность  в работе на различных государственных «постах», имеет  наибол ьшие шансы  на президентство  в 2019 году. Причем ф актически на безальтернативной основе.

Итого, просматриваются контуры Украины-2020: Юлия Тимошенко  и партия «Батьківщина» на политическом Олимпе страны; «фронтовик» Арсений Яценюк  – президент и  Петр Порошенко как главный украинский «лоббист» в Европарламенте.

К  2020 году Украина имеет реальные шансы присоединиться к Объединенной Европе. Кто бы мог представить себе это каких-то  сто лет назад? Украина  –  в Европе, а Россия – разве что, с «окном», но  с видом на Европу. Причем осознанный выбор: Москва последовательно дистанциирует себя и от Запада, и от Европы.     

Что  будет с Россией? Как минимум, она будет  под протекторатом Китая.  А это значит,  что с гарантия ми сохранения единства страны. Пекину категорически не выгод ны любые «раскольнические сценарии» в РФ. Пекину выгоден Путин, который в 2018 году имеет наибольшие шансы на очередной  президентский «срок». Как всегда, на «безальтернативной» основе. Украине по-прежнему придется иметь дело с путинской Россией…

Еще блоги