Какой будет Украина в 2020 году? И как выйти на путь устойчивого стабильного развития, к большому европейскому будущему, которое, безусловно, заслуживает наша страна. Ответственность за достижение этой стратегической цели лежит на всех нас. И прежде всего, на президенте как главе государства .
Какая мера ответственности для президента? Либо выборы, либо майдан. (Прим.: сценарий импичмента не берем во внимание, поскольку в данном случае для этого нет юридических оснований).
Сценарий «третьего майдана» на практике несостоятелен (в силу ряда причин), а очередные выборы состоятся только в 2019 году. (Прим.: сценарий досрочных президентских выборов также отбрасываем, под них нет политического спроса, они ничего не меняют, только затратны и не имеют практического смысла).
Можно не сомневаться: Петру Порошенко в свете нынешней его политики второй президентский срок не «светит». Так что, те, кому сегодня особенно невмоготу от жажды президентской ответственности, могут быть спокойны. Впрочем, примерно так же как спокоен сейчас и сам Петр Порошенко, который вряд ли, со своей стороны, настроен задерживаться на вторую каденцию. Просто у Петра Алексеевича на сей счет совсем иные планы. Например, в 2020 году у него может быть неплохой шанс отправиться «на повышение», перейдя с общеукраинского на общеевропейский уровень и стать депутатом Европарламента. (Кстати, сможет ли его личный друг, грузинский лидер Михаил Саакашвили составить в этом повышении компанию?).
Однако, на данный момент об этом преждевременно говорить. Потому как прежде, чем делегировать своих депутатов в Европарламент, Украина должна вступить в ЕС, выполнив нынешнюю повестку евроассоциации. Равно как и президентская «миссия» Порошенко к настоящему времени еще далеко не исчерпана. Три основные задачи, имеющие стратегическое значение: евроинтеграция, реформы и децентрализация – вот основная «миссия» президента Петра Порошенко.
Во-первых, президенту Порошенко предстоит выполнить обязательства, которые он взял на себя подписав соглашение о евроассоциации. И о т того, чем быстрее Украина сможет имплементировать соглашение об ассоциации с ЕС, зависит дальнейшая европерспектива страны. Другими словами, чисто т еоретически это возможно вполне за год. Но фактически для гармонизации и евроадаптации нужно бы «накинуть» еще несколько лет, но это время очень и очень напряженной, интенсивной работы. Так что, европейская Стратегия-2020, предполагающая вступление и в НАТО, и в ЕС, приобретает вполне реальные перспективы. А значит, и мечта стать евродепутатом из ныне «невозможной» превращается в осуществимую.
Во-вторых, необходимо провести структурные реформы, что впрочем, неразрывно связано см. п. 1. По факту Соглашение об ассоциации с ЕС фактически является основополагающей программой реформ для Украины.
В-третьих, завершить конституционную реформу и прежде всего, обеспечить реальную децентрализацию власти, сбалансировать межрегиональное развитие и дать больше свободы местному самоуправлению. Да, по той же стратегии, как уже было задекларировано ранее: «польский опыт» реформ.
Перейдем теперь к мерилам ответственности для правительства и коалиции.
Какая мера ответственности для правительства? Это, прежде всего, компетенция парламентской коалиции. Как «коалицианты» решат, так и будет. Согласно Конституции, коалиция формально формирует правительство и также вправе отправить его в отставку.
Какая, в свою очередь, мера ответственности для коалиции? Досрочные парламентские выборы. (На случай если одна коалиция распалась, а новой коалиции в стенах Рады так и не появилось). Впрочем, сценарий досрочных парламентских выборов не менее маловероятен, чем досрочные президентские выборы. Тем более, что и не развязывает запутанный туго «клубок» местных проблем.
Однако, рассмотрим правительственную ответственность подробнее.
Кто является лидером коалиции? Безусловно, премьер как глава правительства. Применительно к украинским реалиям формально – это Арсений Яценюк, но фактически лидером парламентско-правительственной коалиции является все-таки Юлия Тимошенко. По сути, нынешнее формальное лидерство Яценюка основывается на том факте, что он один из лидеров победного Евромайдана, благодаря которому нынешняя правящая команда смогла прийти к власти. Однако, опять же: это так, если за «точку отсчета» брать именно Евромайдан. В то время как фактически источник легитимности нынешней демократической коалиции имеет более глубокие корни и уходит еще во времена президентства Януковича.
Юлия Тимошенко, принявшая на себя основной удар от бывшего «бандитского режима» и незаслуженно подвергнувшаяся за это жестоким политическим преследованиям, дала своим авторитетом «пропуск» в большую политику многим нынешним демократическим лидерам. Кстати, борьба с «бандитским режимом» шла под лозунгами Свободы (Юлии Тимошенко), вокруг которых консолидировался весь политический спектр. Т от же лозунг перешел и в Евромайдан, будучи усиленным настойчивыми требованиями евроинтеграции.
Тем не менее, затем, уже после Революции Гідності, «лидеры сцены» сразу же взобрались с Майдана на «сцену» политическую, но … без Юлии Тимошенко, оставив ее прозябать в кулуарах, в забвении, еще и замалчивая. Как видим, формальная власть в стране сменилась, а с фактической не произошло никаких изменений. И в принципе, для постсоветских реалий такое «раздвоение» власти на формальную и фактическую давно является устоявшейся нормой. Другое дело, что для Европы это категорически недопустимо. К тому же, противоречит принципам прозрачности, честности, транспарентности власти, ее ответственности перед народом, интересы которого она вообще-то представляет. В конце концов, демократическая о тветственная власть должна сама за себя отвечать. Вместо того, чтобы каждый раз искать в своих рядах «козлов отпущения» и выяснять, кто – где – кому «марионетка». Так что, Украина, раз уж устойчиво встала на путь евроинтеграции, должна привести свое политическое «поле» в строгое соответствие с европейскими принципами. Формальная и фактическая власти должны быть объединены, любая «раздвоенность» между ними – устранена, а основными субъектами политического процесса должны остаться партии. Те партии, которые сформировали по результатам выборов парламентскую коалицию – правящие партии, должны нести ответственность. Если сумели эффективно реализовать политику, значит, продлевают «мандат доверия»; те, кто не с умел, сходят с политической «сцены» и готовятся к следующим выборам. Такова обычная европейская практика. Теперь к нынешней украинской «двойственности».
Как известно, формальным победителем прошлогодних парламентских выборов стала партия «Народный фронт», занявшая «в партийном зачете» первое место. А значит, если следовать европейским принципам, и менно «Народный фронт» должен был сформировать коалицию. В то время как фактически правящая коалиция была сформирована на основе Блока Петра Порошенко, получи вшего б ольшинство министерских «кресел» в Кабмине, являющегося по Конституции коллегиальным органом. Специфика ситуации заключается в том, что в БПП вошли не только несколько партий, но и многие так называемые «независимые кандидаты» («мажоритарщики»), формально представляющие своих избирателей, но фактически не несущие никакой политической ответственности. ( В условиях отсутствия института отзыва народного депутата избирателями).
Как результат, в стране сложилась нынешняя дилемма ответственности: формально за работу Кабмина должен отвечать премьер Яценюк, но фактически ему приходится нести ответственность за правительство, где большинство принадлежит президент у . То есть отвечать за то, к чему ни он, ни его «фронтовая команда» не имеет никакого отношения. Тем более, что вообще-то, если уж на то пошло, в условиях парламентско-президентской республики, к которой Украина вернулась после Евромайдана, президент формально вообще-то не имеет влияние на правительство. Однако, фактически, несмотря на это предписание, из АП «в ручную» модерируют не только Кабмин, но и парламентскую коалицию.
Однако, самая главная «нестыковка» - вокруг Юли и Тимошенко. С одной стороны, фактически это главный политический лидер в стране. Но с другой стороны, по какой-то досадной случайности, она до сих пор вынуждена прозябать «на дне», имеет в парламенте самую малочисленную фракцию, без каких-либо рычагов влияния и наиболее уязвима я как от президента, так и от своих демократических соратников. По сути, именно Юлия Тимошенко, если исходить из принципов европейской демократии, должна была б быть премьер-министром в стране, а ВО «Батькивщина» - главной правящей партией. Тем более, что это единственный партнер Европейской Народной Парти и в украинском парламенте. Ну, а ЕНП в свою очередь, по-прежнему остается влиятельной правящей силой в нынешнем составе Европарламента.
В общем, обилие подобных нестыковок, раздвоение формальной и фактической властей являются одними из основными причинами нынешней перманентной политической чехарды, путаницы и связанных с нею кризисов. Соответственно, упорядочивание политической системы, приведение ее в соответствии с европейскими принципами являются гарантиями стабильности, достижения политических компромиссов.
На наш взгляд, Юлия Тимошенко является наиболее компромиссной «фигурой» на политической арене Украины. Причем не только во внутренней, но и во внешней политике страны. С одной стороны, как реальный лидер демократической коалиции, сплачивая в единую дружную команду многие партии, часто конкурирующие друг с другом. С другой стороны, как эффективный медиатор, обеспечивающий баланс власти между президентом, правительством, а также парламентом и коалицией, гарантом внутриполитической стабильности и устойчивого демократического развития.
Юлия Тимошенко также компромиссна для межрегионального баланса страны, гарант децентрализации власти, непосредственный инициатор многих реформ в сфере местного самоуправления. В свою очередь, децентрализация власти – это гарантия единства и территориальной целостности страны.
В международных масштабах Юлия Тимошенко является приемлемым компромиссом в отношениях между Киевом и Москвой, гарантом нормализации, стабилизации и развития украинско-российских отношений. В то же время Юлия Тимошенко не менее значимый компромисс в отношениях между Украиной и Западом. И прежде всего, в отношениях с США, нашим важным стратегическим партнером. Тимошенко также является гарантом украинской евроинтеграцией. Кстати, в отношениях с ведущими «азиатскими тиграми» динамично развивающегося Востока – Китаем, Японией, Индией – Юлия Тимошенко также остается наиболее узнаваемой, договороспособной и компромиссной фигурой.
Так им образом, Украина заждалась возвращения Юлии Тимошенко. В интересах стабильности, евроинтеграции, реформ и развития .
Отсюда вывод: нынешняя правящая коалиция должна быть переформатирована, партия «Батькивщина» должна вернуть себе заслуженное лидерство в коалиции, а Юлия Тимошенко – премьерский «пост». В озвращение пять лет спустя…
Кстати, подобная ротация «в верхах» несет не менее большие политические перспективы и для нынешнего главы правительства. Так, перед Арсени ем Яценюком открываются отличные возможности для подготовки к следующим президентским выборам . Арсений Петрович , за стекшие пять лет, накопив богатый позитивный и практически безукоризненный политический опыт, доказав свою бОльшую эффективность в работе на различных государственных «постах», имеет наибол ьшие шансы на президентство в 2019 году. Причем ф актически на безальтернативной основе.
Итого, просматриваются контуры Украины-2020: Юлия Тимошенко и партия «Батьківщина» на политическом Олимпе страны; «фронтовик» Арсений Яценюк – президент и Петр Порошенко как главный украинский «лоббист» в Европарламенте.
К 2020 году Украина имеет реальные шансы присоединиться к Объединенной Европе. Кто бы мог представить себе это каких-то сто лет назад? Украина – в Европе, а Россия – разве что, с «окном», но с видом на Европу. Причем осознанный выбор: Москва последовательно дистанциирует себя и от Запада, и от Европы.
Что будет с Россией? Как минимум, она будет под протекторатом Китая. А это значит, что с гарантия ми сохранения единства страны. Пекину категорически не выгод ны любые «раскольнические сценарии» в РФ. Пекину выгоден Путин, который в 2018 году имеет наибольшие шансы на очередной президентский «срок». Как всегда, на «безальтернативной» основе. Украине по-прежнему придется иметь дело с путинской Россией…