Усилия тех, кто защищал киевский памятник Неизвестному солдату от «модернизации», схожей с разрушением и осквернением, увенчались успехом. На президентском сайте появилась новость о том, что запланированная на 23 августа «модернизация» отменена и «проект мемориала защитникам независимости Украины будет вынесен на публичное обсуждение». Теперь «будет сформирован организационный комитет из представителей власти и общественности». Он создаст концепцию нового памятника, который «укрепит единство украинского народа».
Может, Петр Порошенко, диакон Украинской православной церкви, вспомнил, что ее служителям не должно «принимать решения, разделяющие паству». Может, его соратники вняли моим и не моим звонкам, словам и аргументам о том, что уничтожение памяти о Великой Отечественной, перелицовывание ее во Вторую мировую, срывание цифр «1941 – 1945» и замена их словами «Слава Украине! Героям слава!» до добра власть не доведут. Может, чиновники поверили мне и не только мне, что их заявления о том, что на отдельный Мемориал бойцам АТО денег нет, являются оскорбительными. Но - аргументы были услышаны, и это – плюс Петру Порошенко и его команде.
Уже в 17.00 мне сказали о том, что памятник Неизвестному солдату останется невредим, а к вечеру и зам. главы президентской Администрации Ростислав Павленко сообщил, что «церемония, предварительно запланированная на 23 августа, не состоится». Это тот самый чиновник, который днем раньше утверждал, что «модернизация» памятнику государству по карману, так как стоит дешево.
О чем говорит нам столь быстрая, за считанные часы произошедшая, президентская реакция?
1. Новая власть, видевшая судьбу предыдущей, умеет слышать граждан с первого раза.
2. Если граждане настойчивы в своих требованиях и аргументы их сильны, то вопросы могут решаться быстро, а решения отменяться до приведения их в исполнение
3. Представители Администрации находятся в пылу боев и без реакции общества не понимают, боль какого количества людей они могут вызвать неосторожным и оперативным вмешательством.
4. «Модернизированный» памятник Неизвестному солдату не станет для ЕС аргументом евроустремлений украинского народа. Да этого и не требуется. Символ устремлений – это результат референдума об отношении украинцев к ЕС, который властям стоит провести. Судя по примеру Греции, Евросоюз к референдумам относится всерьез. Для Украины такой референдум – шанс не на вступление в ЕС, но на получение особого плана взаимодействия с Евросоюзом. И это уже – шаг в нужном направлении.
5. Властям придется признать, что предки ее граждан гибли не на Мировой, а на Отечественной войне. Они сражались не за мировой правопорядок, а за свое Отечество, за свою землю, за своих детей, большинство из которых выросло сиротами, но сохранило фронтовые письма-треугольники отцов-победителей, единственным памятником которым стал монумент Неизвестному солдату.
6. Нам нужно понять, что модернизацией старого и в политике, и в монументалистке мы не добьемся результатов. Стране нужно не изменение прошлого, не воплощение творений Оруэлла, а строительство будущего – новые законы, новые правила взаимодействия власти с гражданами и – новые памятники
7. Стране, на 24-ом году жизни отказавшей от многовекторности и решившей идти на Запад, а не на все четыре стороны, нужно быть честной с самой собой. Войну нужно назвать войной, героев – героями и перестать прикрываться аббревиатурой АТО. Без этого Киев не сможет добиться содействия ООН и постоянно будет наталкиваться на соседское вето.
8. Мы, живущие уже не в 20-ом, а в 21-ом веке, умеющие анализировать ДНК, не можем себе позволить слов о неизвестных героях АТО. Погибшие должны быть идентифицированы, их семьи должны получить социала от государства.
9. Нам нужно внимательнее нужно относится друг другу и не принимать кулуарных скоропалительных решений. От того, что Китай неспешен в политических выводах, он не становится слабее. От того, что граничащие с Украиной страны быстры, решительны и политически «монотеичны», они не становятся популярнее в мире.
10.Сам этот мир давно перестал быть биполярным. В нем много центров принятия решений, новые смыслы формируются не на двусторонних встречах. В этой новой реальности всё – лыко в строку: и война, и АТО, и Неизвестный солдат, который посмертно смог себя защитить.