Какая петрушка случилась с УКРОПом? Янина Соколовская

2015-11-04 07:00 43012

После задержания Геннадия Корбана, обыска в офисе у Бориса Филатова и попытки вручить повестки оппозиционерам, открытыми остаются два вопроса: какая еще петрушка может случится с УКРОПом и кто сядет следующим?

То, что при прошлой власти называлось борьбой с коррупцией, при нынешней стало громкой деолигархизацией. Прокурор, правда, тот же, потому и методы схожие, и резонанс аналогичный. К примеру, попытка на Согласительном парламентском совете вручить повестку депутату и олигарху Новинскому, который и на пленарные-то заседания не очень ходит, стала фарсом для народа и сигналом для бизнесменов-политиков - бежать из страны как можно быстрее.

Не зря ведь спикер Владимир Гройсман заявил следователям, что они «сошли с ума». Не зря политики разных мастей заявили о начале репрессий. Об этом говорят и представители «Самопомощи», и Оппозиционного блока, и партия УКРОП, лидер которой, Геннадий Корбан, уже задержан.

Первой неожиданно возопила «Самопомощь», выдав заявление о том, что Украину «пытаются вернуть во времена политических репрессий Виктора Януковича», что в стране осуществляется «избирательное правосудие по принципу "друзьям - все, врагам - закон".

Следом выступил Оппозиционный блок, лидер которого Юрий Бойко сообщил, что Вадим Новинский - только первый в списке тех, кому силовики принесут повестки.

Его слова подтвердил "Народный фронт", депутат которого Сергей Пашинский заявил, что следователи «хотят арестовать депутатов из окружения Виктора Януковича».

Характерно, что весь этот скандал развернулся на том единственном заседании Согласительного совета, куда прибыл главы миссии Европейского парламента Пэт Кокс с идеей реформирования украинского парламента по европейским образцам. И теперь у него есть шанс отложить намерение до полной победы над олигархатом.

Если бы в стране развивалась просто борьба с коррупцией, то вся кампания завершилась бы арестом пары чиновников за мизерные взятки. Но украинские власти размахнулись шире, их дело – деолигархизация. То есть шумный аутсайдер выборов Корбан – не их цель. Да и кандидат в мэры Днепропетровска, депутата Борис Филатов для них мелковат. Их цель, к примеру, олигарх Игорь Коломойский, на которого « завязаны» и Корбан, и Филатов, и масса политиков с их партиями.

У Коломойского давний конфликт с Петром Порошенко. И объектами для работы следователей становятся люди Коломойского сверху донизу, вплоть до телевизионного менеджмента, вплоть до политиков, имитирующих правый радикализм.
Потому следователи неизбежно заинтересуются и бывшим одесским губернатором Палицей, и представителями «Правого сектора», и активистами из Радикальной партии. Впрочем, последние получили отсрочку как организаторы "тарифного майдана", нужным для отставки премьера Арсения Яценюка. Да и «радикалы» уже принесли жертву – в виде арестованного на заседании фракции депутата Игоря Мосийчука.

Всегда «на очереди» к следователю Оппозиционный блок. Тут и олигархи, и представители прежней власти – в одном флаконе. Не зря лидер ОБ Юрий Бойко возвышает свой голос – он понимает перспективы. Далее по списку могут пойти и кандидат в мэрское кресло Днепропетровска Александр Вилкул, и экс-министр соцполитики Наталья Королевская, и экс-министр здравоохранения Татьяна Бахтеева, и экс-министр инфраструктуры Борис Колесников, сейчас даже не имеющий депутатского иммунитета. Как говорится, был бы человек, а статья – найдется.

Опасность чувствует и «Самопомощь», и это слышится в заявлениях ее парламентского лидера Олега Березюка. Дело даже не в том, что львовские журналисты давно и упорно копают под главу этой партии Андрея Садового. В списке «Самопомощи» много интересных лиц. Взять хотя бы экс-комбата и депутат, действующего под псевдонимом Семен Семенченко..
Нелегче и «Народному фронту». Его лидер Арсений Яценюк уже стал «виновником» всех украинских экономических бед. СМИ уже написали, что на фоне обнищания страны Яценюк «отпраздновал свой первый миллиард». То есть почва готова не только для увольнения, но и для и интереса следователей.

К соратникам Яценюка также возможны вопросы – к главе МВД Арсену Авакову – за возможные революционные перегибы, к экс-министру труда и соцполитики Людмиле Денисовой - за сотрудничество к примеру, с Юлией Тимошенко. Как показывает опыт прошлых лет, у нас глава МВД мог получить тюремный срок и за празднование Дня милиции.

Что касается самой Тимошенко, то ее популизм уже довел ее не до хорошего. Теперь ей могут припомнить землячество с Игорем Коломойским, сотрудничество с Павлом Лазаренко, взаимодействие в Владимиром Путиным и давний конфликт с Петром Порошенко. И чем активнее разворачивается антиолигархическая операция в Днепропетровске (в ней задействованы 550 силовиков), тем больше шансов у Тимошенко и ее соратников доказать, что есть политики, сидящие при всех режимах.

В пылу этой борьбы и поисков «следующих», затирается начало этой истории – история ныне задержанного Геннадии Корбане, автора знаменитой фразы: «Правитель должен в себя влюбить. Если не влюбить — то купить. Если не купить — то убить. Кого-то мы влюбили, кого-то купили, а кого-то убиваем».

Не исключено, что страна снова будет подозревать Корбана в причастности к убийству олигарха Максима Курочкина, к рейдерству, к исчезновению людей и даже к пыткам. Материалы обо всем этом уже выложены в открытую печать – осталось только воспользоваться.

Борьба с олигархами будет схожей на ковровую бомбардировку, в этом сомневаться не приходится. Во-первых, президент и силовики будут расчищать украинское политическое поле в преддверии парламентских выборов. Если этого «очищения» не произойдет, то перевес в новой Раде могут получить идеологи и финансисты прошлого режима.

Во-вторых, Петр Порошенко заявил, что в борьбе с олигархами он использует опыт Грузии. О нем же мне рассказывала министр юстиции этой страны Тея Целукиани. По ее словам, опыт Грузии времен Саакашвили - это тотальные аресты. «У нас не осталось семьи, где кто-нибудь не был арестован и не подвергался бы допросам с пристрастием», - говорит мне Тея, и у меня нет оснований ей не верить.

 

Еще блоги