Дорожная карта свободной торговли с ЕС Игорь Шевырев

2015-12-02 12:44 26758

С 1 января 2016 года Украина становится субъектом свободной торговли с Евросоюзом. Таким образом, нашей стране понадобилось всего полтора года для того, чтоб форсировать путь от подписания в июле 2014-го до ратификации евроассоциации(всеми странами ЕС), а также полноценному запуску режима свободной торговли.

Соглашение о евроассоциации и, прежде всего, его ключевой элемент – зона свободной торговли, является преимущественно, экономическим документом и фактически программой реформ правительства. Собственно говоря, основной сутью евроассоциации. И тот факт, что по результатам полуторагодовой работы, Евросоюз открывает перед Украиной свой рынок говорит о том, что реформы в Украине проводятся, а правительство, в целом, справляется с поставленными задачами.

Ну а если уж говорить о проблемных местах, то это прежде всего, парламент, в котором тормозится принятие многих ключевых еврозаконов. Это очень важно для благосостояния граждан. Для того, чтобы украинцы смогли в полной мере воспользоваться преимуществами ЗСТ и конкурировать на рынке ЕС, Верховной Раде необходимо еще до конца текущего года принять ряд важных законов.
Эксперты информационной кампании «Сильнейшие вместе!» оценили степень готовности Украины по отраслям экономики, а также составили Дорожную карту евроинтеграционных реформ.
1 декабря данная Дорожная карта была презентована во время профильной экспертной дискуссии, прошедшей в киевском «Украинском доме».

Во-первых, реформа в антимонопольной сфере признана экспертами относительно наиболее успешной. Если,конечно, сопоставить то, что уже сделано из поставленных задач, а также то, что осталось сделать. Наличие эффективного законодательства, регулирующего конкуренцию, является одним из основополагающих принципов европейского рынка. Без конкуренции – нет Европы. В условиях конкуренции – невозможен олигархат. Таким образом, следуя рекомендациям Евросоюза, Украина сможет и побороть олигархов, и демонополизировать экономику, и укрепить конкуренцию в сфере бизнеса.
Кроме того, эффективная антимонопольная политика также способствует дерегуляции. Что, в свою очередь, стимулирует развитие бизнеса.
Что осталось сделать в этой сфере? Прежде всего, законодательно урегулировать Методику расчета штрафов, накладываемых Антимонопольным комитетом (проект №2431 уже принят в первом чтении). Это,например, и позволит ограничить возможности для злоупотреблений чиновниками, и предоставит судам полномочия по пересмотру размеров штрафов.
Кроме того, необходимо усовершенствовать процедуру рассмотрения заявления АМК о предоставлении разрешения на концентрацию по упрощенной процедуре (проект №2168-а тоже принят в первом чтении). Что в свою очередь, позволит создать эффективную систему контроля за концентрациями.

На втором месте по степени готовности – сфера энергетики.
Здесь осталось выполнить самую главную задачу – создать Нацрегулятор в энергетике, без которого в свою очередь, функционирования рынка будет проблематично. Но решить этот важный для реформ вопрос препятствует чрезмерная политизация. Уж очень много претендентов на пост главы Нацрегулятора.
Кроме того, важно принять закон об энергетической эффективности зданий. Что в свою очередь, будет способствовать рациональному энергопотреблению зданиями.

В-третьих, реформа сферы государственных закупок.
Здесь важно принять закон о публичных закупках. Например, создать электронную систему закупок и перевод всех процедур исключительно в электронный формат (в том числе, процедуры обжалования, а также обмена информацией и документами). Каждый заказчик госзакупкидолжен быть вправе привлекать в этот процесс не только служебных, но и других лиц. По принципу профессионализации.

В-четвертых, реформа безопасности пищевых продуктов.
Здесь эксперты отмечают важное значение трех законопроектов:
а) «О безопасности и гигиене кормов» (№2845);
б) «О маркировке, представлении и упаковке кормов»;
в) закон о приведении процедуры госрегистрации в кормовом секторе к требованиям ЕС.
К сожалению, к настоящему времени ни один из законопроектов так и не рассмотрен.

В-пятых, наиболее проблемной признана реформа таможни. Здесь меньше всего сделано, больше всего проблем и к тому же, сохраняется высокий уровень коррупции.
Основополагающая задача – реализация концепции «Одного окна». Что, в свою очередь, предполагает и устранение чрезмерной регуляторной нагрузки на экономических операторов, и отмену ненужных видов госконтроля, а также введение принципа «молчаливого согласия» таможенников при выдаче разрешений.

…В целом, имплементация отраслевых и секторальных реформ по евроассоциации весьма громоздкий и кропотливый процесс, который требует тщательной координации.
Функции такого координатора должен будет выполнять вице-премьер по евроинтеграции, должность которого будет учреждена в новом составе правительства.
С одной стороны, европейский вице-премьер будет координировать имплементацию евроассоциации. С другой стороны, он будет вести политический диалог с институциями ЕС, а также координировать донорскую помощь. Ну и в-третьих, на него целесообразно возложить ответственность за информирование общества о ходе евроинтеграционных реформ.

Еще блоги

Блоги