УКРАДЕННОЕ НЕБО: КТО ИГРАЕТ НА БЕДЕ? Янина Соколовская

2016-01-14 10:09 146245

Несмотря на частые смены властей Украины, в стране продолжают работать, мягко говоря, непрозрачные схемы конца 90-х. Из государственной собственности исчезают не только «заводы, газеты и пароходы», но и аэропорты. Так, за «Жулянами» после ряда хитроумных манипуляций стала маячить тень «енакиевского» Иванющенко, а «Борисполь» пытаются взять под контроль граждане, идущие, буквально, «наперевес» с именем Коломойского; что же касается Одесского аэропорта, то его уже заполучили местные олигархи.

Тем же, кто с упорством доказывает, что всеми украинскими воздушными воротами владеет «семья», пора бы уточнить, какая именно. Поэтому в ситуации стоит разобраться поэтапно.

 

«Украэрорух» и Госавиаслужба: насколько безопасно небо Украины?

Катастрофа «Аэробуса» над Синаем заставила многих задуматься о том, насколько безопасны сейчас перелеты, в какой мере небо контролируется диспетчерскими службами, и всегда ли они готовы адекватно реагировать на нештатные ситуации. Ведь катастрофа малазийского «Боинга», произошедшая над Донбассом, показала, что эти службы не вполне готовы к вызовам времени.

В связи с этим возникают вопросы, прежде всего, по поводу госкомпании «Украэрорух», которая является одновременно и диспетчерской, и навигационной службой, контролирующей украинское небо. Под наблюдением этой организации находятся и гражданские, и военные воздушные маршруты. Фактически деятельность этой компании является залогом безопасности авиатранспорта, но она парализована сменой руководства, слишком уж похожей на «предпродажную подготовку»

Коллектив диспетчеров, занятых – по идее – безопасностью нашего неба, неспроста обращается к Минфину и к Мининфраструктуры Украины с просьбой проверить данное предприятие. К примеру, по поводу необходимости и законности дорогостоящих командировок его руководства, вымывающих из предприятия средства, которые должны были пойти на техническое переоснащение, на повышение безопасности украинского неба. А ведь «Украэрорух» – фактический монопольный диспетчер нашего неба.

Сотрудники считают свое новое руководство олигархическими ставленниками, об этом они говорят на профильных сайтах. Напоминают, что оправдываясь, к примеру, за катастрофу малазийского Боинга, который украинские диспетчеры впустили в зону боевых действий, не изменив его маршрут, руководитель предприятия Дмитрий Бабейчук сделал по-детски наивное заявление, что «нельзя было представить возможность применения против гражданского воздушного судна таких зенитно-ракетных комплексов, как «Бук».

Возникают у сотрудников и вопросы по поводу экономической деятельности предприятия. Дмитрий  Бабейчук сообщал, что первой его задачей станет «восстановление отношений по взиманию аэронавигационных сборов с помощью международной организации по безопасности аэронавигации «Евроконтроль».

Однако, задекларированное «восстановление отношений» «Украэрорух» начал весьма своеобразно, – путем взимания этих сборов через оффшорную компанию. Мининфраструктуры это не одобрило, но, не исключено, что это – лишь она из множества схем, возникающих вокруг «Украэроруха».

Так, звучат данные о миллионах, якобы попавших из госпредприятия в «Платинум банк», который связывают с одесским миллионером Борисом Кауфманом. 

 

Кауфман и другие олигархи

Кауфмана и его партнера, бывшего депутата Грановского, называют фактическими владельцами Одесского аэропорта. Вот что, к примеру, пишут по этому поводу эксперты  в тексте с характерным заголовком «Инвестор одесского аэропорта не дает денег на модернизацию»: «С июля 2011 года аэропорт «Одесса» находится в цепких руках местных бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского. Тогда было создано ООО «Международный аэропорт «Одесса», которому и передали целостный имущественный комплекс «воздушных ворот» Южной Пальмиры. Доли в компании распределили «по справедливости»: 75% – ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент», 25% – государству в лице Коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса». Аэропорт давно нуждается в модернизации, у государства на это денег нет, а инвестор, за которым стоят Кауфман и Грановский, обещает на свои деньги построить новый терминал и реконструировать взлетно-посадочную полосу…

Дальнейшее развитие событий спрогнозировать было легко – у Кауфмана и Грановского «не нашлось денег» на аэропорт. Зато они нашлись на покупку «Платинум Банка»… Если инвестировать в аэропорт Кауфман и Грановский не захотели, то «освоить» государственные 1,68 млрд. грн. решили с превеликим удовольствием…

Итак, они совершенно бесплатно получили одесский аэропорт, дав обязательство его модернизировать, ничего не сделали, да еще и государство дало им на это деньги».

 Специализированный «Авиационный портал» утверждает, что «коррупционные схемы времен Януковича новое руководство ликвидировать не собирается». А сайт След.нет уточняет: «Найден еще один банк «семейства». Все указывает на то, что за «Платинум банком» таки стоят одесские бизнесмены Кауфман и Грановский. А за их спинами во многих сделках маячит беглая «семья» Януковича.»

 

Бои за «Борисполь»

В то время, как олигархи помельче получают аэропорты поскромнее, граждане, связанные с Игорем Коломойским, вполне способны сразиться и за «Борисполь». Попытки приватизации аэропорта уже спровоцировали не один скандал. Сейчас в очередной раз возникла вероятность его попадания в частные руки. И снова – не без скандала.

Попытка назначения нового руководства аэропорта столкнула лбами представителей крупнейших украинских олигархических структур. Изначально аэропортом руководил бывший топ-менеджер «Укрзализници» Евгений Дихне (казалось бы, причем тут Коломойский?!), а на руководство аэропортом претендовали близкие к Коломойскому менеджеры.

Авиационные эксперты заявляли о том, что группа Коломойского после смены руководства «Борисполя» сможет получить его в почти официальное владение. Назначение главой «Борисполя» Юрия Солончука несколько смешало карты олигархов, но они у нас привыкли быстро справляться с трудностями. Не зря ведь «Авиационный портал Украины» назвал статью о «Борисполе», Кауфмане и Грановском вполне понятно -  «Дойная корова семьи». В виду имелась коррупционная «семейная» система «доения» аэропорта, созданная во время президентства Виктора Януковича.

И как не «спараллелить» все это с обращениями профсоюза «Борисполя» в Мининфраструктуры с заявлениями, что их предприятие несет убытки из-за непродуманного сотрудничества с компанией МАУ, ставшей базовым перевозчиком? Не зря ведь Родриг Мерхеж, президент авиакомпании UM Air, заявил, что ситуация движется к рейдерскому захвату аэропорта, его «банкротству последующей приватизацией за «2 копейки».

 

А герои – кто?

Отчетливо возникает вопрос:  кто эти люди,  получающие в собственность аэропорты? К какой «семье» они ближе?». К примеру, имя Бориса Кауфмана связывают с Грановским и Януковичем. При президентстве Виктора Януковича было принято решение, так и не опротестованное при  Петре Порошенко о создании  ООО «Международный аэропорт «Одесса», 25 % акций которого было закреплено в коммунальной собственности (в лице КП «Международный аэропорт «Одесса»), а 75 % передано ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент», учрежденному фирмой Odessa airport development Ltd. В обмен на передачу активов инвестор взял на себя обязательства построить новый аэровокзальный комплекс. «Под это» и было создано государственное предприятие «Дирекция по строительству международного аэропорта «Одесса», которому в 2014 году из госбюджета будет выделено финансирование в размере 1,7 млрд. грн на строительство новой взлетно-посадочной полосы и обновление навигационного оборудования.

К тому же Борис Кауфман в партнерстве с Александром Грановским управляют лучшими гостиницами Одессы. Но, еще до этого Грановский - Кауфман вышли на сделку с партнерами Коломойского. К примеру, в июне 2013 года связанная с ними фирма Vertex United купила у медиахолдинга UMH group и миллиардера Геннадия Боголюбова медиапроект «Фокус». Далее интересы Коломойского и Грановского пересекались на почве «Укртранснафты».

Сталкивались Коломойский, Грановский и Кауфман с еще одним скандальным  политиком – нынешним одесским губернатором Михаилом Саакашвили. Игорь Коломойский вошел с ним в открытую полемику, а Кауфман и Грановский со всей очевидностью дали понять, что Саакашвили не удастся ни отнять у них Одесский аэропорт, ни привести своих лоу-костеров.

Хозяйственный суд Одесской области рассмотрел иск городских властей к ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент», но не счел возможным возврат аэропорта в коммунальную собственность. «Суд подтвердил законность создания совместного предприятия, а также договора о корпоративных принципах управления, тем самым признав, что взаимные права и обязанности Одесского городского совета и ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент» относительно деятельности совместного предприятия, строительства и развития Международного аэропорта Одесса остаются в силе», - позже заявила  пресс-служба аэропорта. Не помогли тут и усилия «человека Коломойского» – Игоря Палицы, бывшего до Саакашвили одесским губернатором.

Зачем Саакашвили возврат аэропорта в коммунальную собственность, догадаться несложно. Авиаэксперт Сергей Кадученко предполагает, что чиновник выдавливает инвестора, чтобы заменить его на своего, более «правильного», и ни одна из сторон не хочет делиться прибылями. Да и сам Михаил Саакашвили подтвердил эту версию, когда пообещал Борису Кауфману найти инвесторов для строительства аэропорта, если Кауфман не запустит терминал до 2016 года.

 

Кому это выгодно?

Вне зависимости от того, получит Михаил Сакаашвили Одесский аэропорт или авиаперевозки в регионе по-прежнему останутся за Кауфманом - Грановским; независимо от того, получат ли люди Коломойского полный контроль над  «Борисполем» или тут сохранится влияние государства, украинская авиационная отрасль всерьез и надолго превратилась в поле битвы олигархических «семей». А, значит, украинское небо – от диспетчерских служб до взлетных полос, стало полем битвы олигархов, которая не имеет ничего общего ни с государственными интересами, ни с безопасностью полетов.

Еще блоги