7 лет «безъядерного мира» Обамы Игорь Шевырев

2016-04-04 19:55 35942

30-31 марта в Вашингтоне состоялся глобальный саммит ядерной безопасности.  Своего рода подведение итогов семилетней работы администрации Обамы, которая в нынешнем году заканчивает свою президентскую каденцию. 

Как известно, курс на «мир без ядерного оружия» Барак Обама провозгласил в самом начале своей президентской карьеры, выступив со знаковой речью в Праге, в апреле 2009 года.  Годом спустя, в апреле 2010 года, в Вашингтоне состоялся первый саммит ядерной безопасности. Затем – в 2012 и 2014 годах – соответствующие саммиты в Сеуле и Гааге. 

Несомненно, все четыре саммита ядерной безопасности возымели позитивный эффект. Однако, основная стратегическая цель – гарантии безъядерного мира – по-прежнему имеет неопределенные перспективы. 

До Обамы мир стоял перед угрозой ядерной войны на Ближнем Востоке. Основная угроза исходила от Ирана, который усиленно работал над своей «ядерной программой», чтобы таким образом – через милитаризацию, ядерный шантаж и дестабилизацию – попытаться обеспечить себе доминирование в регионе. Однако, сейчас, учитывая факт «ядерного соглашения» с Тегераном, иранская «ядерная угроза» устранена.  Безусловно, соглашение с Ираном является главным достижением администрации Обамы на пути к безъядерному миру. Хотя и Тегеран, выйдя из-под одних санкций, практически сразу же нарвался на новые санкции (по факту развития своей ракетной программы), но ракетные угрозы на порядок ниже, чем перспектива ядерной войны. И по сути, проблема теперь сводится к тоталитарной сущности правящего клерикального режима в Тегеране, который предпочел пойти по легкому пути поверхностных изменений, по-прежнему воздерживаясь от демократизации и глубинных реформ.  В Тегеране должны понять: подлинное лидерство через «силовое доминирование» не достигнуть. Милитаризация на практике ведет к конфронтации, разогревает существующие конфликты и в конечном итоге, заводит в тупик.  И только мирные сценарии, умение налаживать равноправное сотрудничество с другими странами, открытость перед международным сообществом способно принести конкретные позитивные результаты.  

Мир обеспечивается всем международным сообществом, зависит от согласованных действий всех стран. Чем больше стран в мире откажутся от агрессии, насилия, тем безопаснее станет международная среда.  Иран, хоть и прекратил работать над «ядерной программой», но готов ли совместно с международным сообществом  поддерживать региональную безопасность?  Судя по поведению в Сирии, Тегеран продолжает работать на дестабилизацию в регионе. 

Устранена только иранская ядерная угроза, но сейчас особенно возросли риски ядерного терроризма. «Угроза создания ядерного оружия у террористических группировок, таких как «Исламское государство», является реальной», - подчеркивает Юко Амано, возглавляющий МАГАТЭ. 

Однако, противодействие международному терроризму, угрозы которого носят глобальный характер, является общемировой задачей, требует согласованных и скоординированных действий всего международного сообщества. 

Однако, с этим у администрации Обамы проблемы. Не все страны имеют политическую волю бороться с терроризмом. Хотя в четвертом глобальном ядерном саммите приняли участие около 50 государств, но на этот раз не было среди них России.  «Достижение соглашений с Россией является ключевым в вопросах ядерного урегулирования», - подчеркивает Сэм Нанн (SamNunn), бывший сенатор-демократ, посвятивший много внимания проблематике ядерной безопасности и являющимся экспертом по данным вопросам. 

Несмотря на то, что вообще-то пражский «безъядерный курс» Обамы начинался именно с российского STARTа. Однако, с тех пор в отношениях между Вашингтоном и Москвой многое существенно изменилось. От «перезагрузки» к «новой холодной войне»; от «демократической модернизации» Медведева к «закручиванию гаек» Путина. 

В 2009 году, подписав START, Россия взяла на себя обязательства по ядерному разоружению, а сейчас вообще проигнорировала ядерный саммит.  По расчетам Брюса Блэра, эксперта по ядерной безопасности Принстонского университета, у РФ на боевом старте сейчас 1700 ядерных боезарядов.  При этом учтем также факт открытой российской агрессии против Украины и реальный риск того, что ядерное оружие РФ может появиться в оккупированном Крыму. Как об этом подчеркивает украинский президент Петр Порошенко в своем выступлении на вашингтонском саммите.  Ускоренная милитаризация Крыма направлена не только против безопасности Украины, но прежде всего, в адрес Европы, а также всей системы международной безопасности в целом. В частности, возрастают риски  дестабилизации вЧерноморском регионе (в контексте противостояния Москвы с Турцией). Есть направленность угроз на Ближний Восток (в контексте поддержки Москвой «режима Асада», а также по проектам Нового Шелкового пути, прокладываемого в обход границ РФ. 

Недемократические режимы России и Ирана по-прежнему представляют основную проблему для США. Как и ядерная угроза КНДР. После достижения соглашения с Ираном, администрация США вплотную сосредоточила внимание на режиме в Пхеньяне. Тем более, что степень северокорейской угрозы за последнее время существенно возросла.  Так, если раньше стоял вопрос только об ядерной угрозе, то сегодня Пхеньян уже активно работает над созданием водородной бомбы. Кроме того, заметно интенсифицировались как ядерные,  так и ракетные испытания. Пхеньян грозит проводить ядерные испытания вновь и вновь. Несмотря на новые усиленные санкции, которые в начале марта были утверждены резолюцией Совбеза ООН. Правящий диктаторский режим в Пхеньяне продолжает вести себя дерзко, вызывающе и провокационно по отношению к международному сообществу, постоянно наращивая агрессию. 

США в противодействии северокорейской угрозе очень рассчитывают на помощь Китая.  При этом отметим, что Китай, со своей стороны, по этому вопросу на диалог с США идет. Так, Пекин поддержал введение санкций против КНДР.  Кроме того, китайские власти оказывают давление на Пхеньян. В Пекине прекрасно понимают: дестабилизация Северной Кореи повышает риски безопасности для Китая. На практике уже можно говорить о некотором охлаждении в отношениях между Пекином и Пхеньяном. Между бывшими союзниками стали частыми скандалы и споры, которые пока, разве что, не выходят на публику. 

Отметим, что председатель Китая Си Цзиньпин, а также японский премьер Синдзо Абэ и южнокорейская президент Пак Кын Хе стали единственными лидерами, с которыми Обама встретился в рамках вашингтонского саммита. Этот факт говорит о том, что «северокорейской проблеме» администрация США уделяет первоочередное внимание. 

С китайским лидером встреча прошла в двустороннем формате. С японским премьером и южнокорейским президентом поговорили «на троих» (по всей видимости, Токио и Сеулу все еще сложно наладить друг с другом прямой конструктивный двусторонний диалог).  

Кроме северокорейской угрозы, вашингтонский саммит акцентировал внимание также на возросших рисках кибертерроризма. Так, за истекшие два года по всему миру заметно участились факты кибератак на ядерные объекты. В частности, уже 7 государств, имеющих ядерные объекты (из 24-х стран) подверглись таким кибератакам. Среди них – Китай и Бельгия. Саммит ядерной безопасности состоялся после резонансных брюссельских терактов, которые должны заставить объединенную Европу уделять гораздо больше внимания вопросам коллективной безопасности. 

Украина к вашингтонскому саммиту открыла в Харькове Центр ядерных исследований. Конкретный пример для всего мира, как ядерное оружие можно поставить на службу мирным гражданским целям.  Пример государства, которое добровольно отказалось крупнейшего ядерного арсенала и провозгласила безъядерный статус в основу своего конституционного развития. 

Еще блоги