Нагорный Карабах: провокация признания Игорь Шевырев

2016-04-06 13:07 34873

Азербайджан только в первый день боевых действий, возобновившихся со 2 апреля на линии разграничения сторон в Нагорном Карабахе, потерял убитыми 12 военных. При этом эта сторона, с формальной точки зрения якобы атаковавшая карабахские позиции, практически не продвинулась в своем наступлении. Тем не менее, в Баку останавливаться не намерены. Азербайджанский президент Ильхам Алиев назвал условия прекращения боевых действий – полное освобождение оккупированных территорий и восстановление территориальной целостности страны.

Армения, в свою очередь, пользуясь подвернувшимся случаем, сразу же установила в Арцахе (армянский топоним Карабаха) ракетные комплексы («Град», «Смерш», «Точка У»). Якобы в интересах «национальной обороны». Хотя вообще-то Армения является одной из сторон конфликта. Другими словами, подобные армянские действия нисколько не будут способствовать мирному карабахскому урегулированию. Скорее, наоборот, еще более распалят конфликт.

Казалось бы, как такое возможно на практике: атакующая сторона понесла несоизмеримо бОльшие потери, не добившись ощутимых приобретений? Неужели справедливость восторжествовала по отношению к агрессору?

На самом деле, справедливость в Карабахе давно попрана. А обстановка гораздо сложнее и запутаннее, чем может представиться на первый взгляд. И уж тем более говорить о «торжестве справедливости» нет никаких оснований.

Справедливость – категория моральная, а «карабахский конфликт» лучше всего рассматривать с юридических позиций, в квалификации международного права.

МИР В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ: СТОРОНЫ ДОГОВОРИЛИСЬ О ПОЛНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ОГНЯ

Азербайджан, хоть и атакует, но не является агрессором; Армения – хоть и отвечает контратаками, но отнюдь не обороняющаяся сторона. Нагорный Карабах – это оккупированная территория, Азербайджан – защищает собственный национальный суверенитет, а Армения – преследует сугубо национальные интересы, пытаясь в сложных кавказских межнациональных противоречиях искусственно удерживать доминирование. Руководствуясь пресловутым принципом «разделяй и властвуй».

В общем, 

Карабахский конфликт тянется десятилетиями. Причем какой-либо мирной перспективыурегулирования по-прежнему не просматривается и близко. Хотя бы по той причине, что «миротворческими стратегиями» по Карабахе не занимается никто не занимается. Как сценариями урегулирования конфликта, так и постконфликтным урегулированием. В лучшем случае, конфликт заморожен, то есть стороны на некоторый срок договариваются о прекращении открытого насилия. Разумеется, прекращение открытого конфликта само по себе не означает постконфликтного урегулирования.

Парадокс: «карабахский конфликт» - это не только проблема азербайджано-армянских двусторонних отношений; это также существенные риски региональной безопасности. На Кавказе (Южном и Северном), а также для сопредельных Каспия, Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока. Как видим, налицо угрозы всей системе международной безопасности. Тем более, в условиях когда грубо нарушены базовые принципы международного права.

Однако, при всей своей повышенной значимости «карабахский конфликт» уже несколько десятилетий умудряется выпадать из внимания международного сообщества. Например, миссия ООН не работала в Карабахе ни одного дня. Россия всячески препятствует любым сценариям интернационализации конфликта. Зачем это Москве? Пресловутые «имперские амбиции», основывающиеся на остатках советского прошлого; стремление контролировать регион, но в условиях,когда реальных рычагов влияния у РФ на Кавказе уже давно нет. Москва пытается искусственно разделять мир на «сферы влияния», самолично выделив себе собственную «зону жизненных интересов». Даже когда эти «жизненные интересы» РФ идут вразрез с национальными интересами молодых государств, образовавшихся на Южном Кавказе после распада Советского Союза.

Россия, будучи постоянным членом Совбеза ООН и обладая правом вето, неоднократно блокировала разные резолюции ООН, которые могли б способствовать мирному урегулированию конфликта. Не то, что заблокировано создание миротворческой миссии ООН, но и согласие на «полицейскую миссию» ОБСЕ Москва не давала. Ну а что такое политическая «мониторинговая миссия ОБСЕ», а также заседания «минской группы» - украинцы уже достаточно хорошо увидели на печальном примере не выполняющихся «минских договоренностей» по Донбассу.

Нынешний вакуум «миротворчества» пытаются подменить политическими играми и иммитациейпереговорного процесса.
Официальный Тбилиси, по факту возобновления боевых действий в Карабахе, уже предложил свою помощь в азербайджано-армянском урегулировании. Это при том, что Грузия не имеет реальных рычагов влияния на противоборствующие стороны. Зато понятно, чьи интересы будет отстаивать нынешнее пророссийское правительство Грузии в этом квазипереговорном процессе.

Иран тоже предложил свое посредничество в урегулировании конфликта. И также при том, что реальных возможностей повлиять на ситуацию, у Тегерана еще меньше, чем у Тбилиси. Зато за истекшие три дня возобновившийся карабахский конфликт уже успел затронуть интересы Ирана.Кстати, этому способствовала Армения, которая является давним союзником Ирана. Случайно или по какому-то странному совпадению, но три снаряда в пылу боев умудрились залететь в иранский город Худаферин, где разрушили местную электростанцию.

В общем, возобновившийся карабахский конфликт постепенно снова разогревается, реальное миротворчество в нем подменено квазипосредничеством. По сути, этот конфликт для того и был намеренно заморожен, чтобы измотать стороны и подготовить новую стадию силового противостояния.

Карабахский конфликт не имеет силового решения. Альтернативы мирному сценарию, путем политических и дипломатических переговоров, не существует. Какие-либо «силовые сценарии» – это однозначно тупик, который только усугубляет последствия, но нисколько не устраняет причины.

Что касается провокации конфликта, она тоже играет на руку агрессору. Во-первых, чтобы таким образом окончательно пройти «точку возврата» в карабахском урегулировании. Во-вторых, чтоб сделать необратимость нынешних разрушительных последствий.

Карабах сейчас балансирует у опасной черты между нынешним фактическим самопровозглашенным статусом и официальным квазинезависимым признанием.

АЗЕРБАЙДЖАН УДАРИЛ ПО НАГОРНОМУ КАРАБАХУ РЕАКТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ "СМЕРЧ"

Кому выгодно официальное признание Карабаха? России и Армении.

Для России – это ставка в большой геополитической игре против Турции, где Москва преследует сугубо деструктивные цели (разрушить региональные проекты, сорвать установившиеся хозяйственные связи), не предлагая никакой «альтернативы» развития.

Для Армении – узконациональный интерес по экономическому сдерживанию Азербайджана, где Карабаху отведена незавидная участь буферной зоны произвола и беспредела со всеми вытекающими из этого последствиями.

Впрочем, не исключено, что международное сообщество, наблюдая за разворачивающейся ситуацией в Карабахе, увидит ряд тактических побед азербайджанской армии (которая за последние годы заметно прибавила в своей модернизации). Однако, увлечение силовым сценарием может сыграть с Азербайджаном злую шутку и обернуться серьезными стратегическими просчетами.

Карабахский конфликт не имеет силового решения.

Еще блоги