Два дня назад информационное агентство мирового уровня - «AssociatedPress» выдало весьма многозначительный и символичный материал: «Встревоженные европейские лидеры стремятся получить раннюю аудиенцию у Трампа». О причинах и мотивах подобной позиции европейских лидеров – ниже.
А сейчас продолжу логику авторов статьи Люли Пейс и Кирстена Грейшабера. Они (европейские лидеры) стремятся встретиться с Трампом «раньше, чем произойдет встреча избранного президента США с главой РФ Путиным». Эта мотивация выглядит странной, так как вчера президент России заявил о том, что он «не торопится», и что «встреча может состояться только тогда, когда она будет тщательно подготовлена», «когда будет ясно, что стоит в повестке дня».
Тем не менее, как считают авторы, мотивом такого стремления евролидеров является «непредсказуемость Трампа» и «домашний уют Кремля» (стилистика авторов сохранена-А.Б.). Оставим на совести авторов статьи их оценки и предположения.
Однако в своей гонке за первое место у двери Овального кабинета Меркель и Ко должны опередить президента Украины Порошенко, который не далее, как вчера, из Давоса сообщил, что по определенным каналам ему удалось договориться о встрече с президентом Америки вскоре после его инаугурации.
СИЛА ПРИВЫЧКИ
Если же без шуток, то американские журналисты просто зафиксировали давно известный факт. Европа сегодня не привыкла принимать серьезные решения без консультаций, а чаще рекомендаций и настоятельных «советов» из Белого дома.
Они – то и на кресла свои не могут взобраться и даже стать кандидатами на пост то ли канцлера, то ли президента, то ли премьера без одобрения Вашингтона.
А тут такой «облом». Фактически в ходе избирательной кампании, а затем до инаугурации избранный президент Америки Трамп словесно разрушил (хоть непоследовательно)многие штампы, правила, закрытые договоренности и подписанные соглашения, которые с таким удобством использовали в своей работе европейские главы.
А теперь практически все летит в тартарары. Что Европе делать на Ближнем Востоке? Как относиться к Асаду? Что делать с Турцией? Будет ли трансатлантическое партнерство? Надо ли содержать НАТО? Куда девать американские военные базы после прихода Трампа в Белый дом? Как противостоять вероломной России, если американские войска вернутся в США? И что делать с Украиной? Сотрудничать ли с Китаем?
РАСТЕРЯННАЯ ЕВРОПА
Фрустрация европейских высших чиновников не ограничивается этими, согласитесь, фундаментальными и недешевыми проблемами, но и внутренней ситуацией в Европе, да еще и накануне выборов в целом ряде европейских стран.Ранее все было проще. Побеждал тот, которого поддерживал Вашингтон. А сейчас, судя по позиции Трампа, исход выборов будет решаться без него. «Бог с ней, Европой!», как бы говорит избранный в Америке президент. И кто реально в Вашингтоне знает, кто будет лучше для Америки Фийон или Ле Пен во Франции? Получается, что действующие европейские политики – глобалисты останутся с национальной контрэлитой один на один?
Конечно, рачительный Трамп скорее всего урежет расходы спецслужб и телефон Меркель не будут прослушивать круглосуточно. Но это и знак безразличия. Озабоченность канцелярини и других европейских лидеров связана и с тем, что в последнее время к ним никто не прислушивается, никто не спрашивает совета, никто не приглашает на ключевые переговоры. Вот примеру, на переговоры о судьбе Сирии (где погибло немало европейских военнослужащих) в Астане не приглашен из европейских лидеровникто, только непосредственные участники конфликта, Иран, Турция, Россия, ООН и США.
Хотя может и правильно. Ведь в прошлом, Европа узнавала, что ей делать на Ближнем Востоке, в Африке, Афганистане, Украине, Молдове, Грузии и т.п. от американцев.
Нешуточные волнения в кабинетах канцлеров, президентов и премьеров европейских стран связаны и с непростой экономической ситуацией в этом регионе. Некогда мощная Европа явно теряет свои позиции. Если экономика ЕС и не "разорвана в клочья", то переживает период серьезного падения. В 2016 году рост составил 1.8%, а в 2017 он будет около 1.4% по данным Всемирного банка.
И возможности выхода европейских стран из рецессии способствовала бы интеграция экономик европейских стран. Однако весь 2016 год шёл только процесс дезинтеграции, важной, но не единственной причиной чего были миграционные процессы, а также политические противоречия, пагубные последствия антироссийских санкций и т. п. Сегодня, как отметил недавно министр иностранных дел Германии Штайнмайер, хорошо было бы сохранить Евросоюз от распада. Ибо 2017 год может стать годом «парада суверенитетов». Тем более, что Трамп не собирается тратить и доллара на единство евросоюза, а также ее оборонные возможности.
Здесь же возникает вопрос о НАТО и оборонительных потенциях европейских стран. Об этой проблеме говорится уже добрый десяток лет, но мало что наработано. И потерявший уже давно смысл существования «против организации Варшавского договора» североатлантический блок может утратить и значительное финансовое обеспечение и, в конечном счете, превратиться в дорогостоящий хлам. В то же время, как отмечают военные аналитики, национальные вооруженные силы отдельных европейских стран, включая Германию, вообще могут не браться в расчет в случае военного конфликта. Ибо они не слишком многочисленные, современные и подготовленные к реальные боевым действиям.
В самой мощной стране Европы Бундесвер сегодня небезосновательно называют «разоруженными силами», что говорить о Греции, Испании, и даже Италии. Разве что Франция, но это не вся Европа.И, к примеру, если говорить об эффективности НАТО, возникает вопрос: если организация призовет выступить против России, Турция будет следовать этому призыву? Надо отметить, что оппозиционные политики Германии и других стран давно призывают к роспуску НАТО и их, фактически, поддержал Трамп.
Словом, выпав по милости новоизбранного президента США из глобальной идеологии и инфраструктуры, Европа должна и стремится определить свое будущее. Жаль, что это будущее она вновь ищет в коридорах Белого дома, а не на улицах своих городов, вместе с соотечественниками.