Не только аналитики, но уже значительная часть граждан Украины считают, что цели «революции гидности» не достигнуты. Многие в ее возникновении обвиняют, отчасти справедливо, президента Януковича. А возможен ли был более спокойный и эффективный путь, чем внезапный отказ, отсрочка с вступлением ЕС.
Давно в Европе не было слышно о том, что на выборы пришло более 50% избирателей и один из кандидатов победил в первом туре с результатом 55% голосов. Именно таковым стал новый президент Сербии Александр Вучич.
Не взирая на то, что оппонент-комик быстро поднялся в предвыборных рейтингах на второе место (занял в результате третье) благодаря талантливым роликам и другим "театральностям" избирательных баталий, кандидат от Сербской Прогрессивной партии не повелся на модности и одержал убедительную победу.
«Это важный для нас день. Он показывает, в каком направлении хочет двигаться Сербия. Было важно, чтобы победа была чистой как слеза, чтобы не позволить никому различным образом интерпретировать отрыв, который был достигнут. Я получил на 12% больше голосов, это примерно на 430 тысяч больше голосов, чем все остальные кандидаты вместе взятые», — заявил Александр Вучич.
Сорокасемилетний премьер-министр осколка уничтоженной НАТО Югославии (что сегодня никто уже и не скрывает) оказался значительно мудрее, настойчивее и смелее Януковича, побеждая на выборах в то время, как на улицах ряда городов Сербии уже проходили бурные многотысячные митинги против него.
Победитель президентской гонки, бывший руководитель Совета национальной безопасности, министр обороны Сербии, а затем и премьер-министр страны весьма тонко, умело провел политическую линию, а заодно и свою избирательную кампанию, не противопоставляя восток и запад, не ссоря и не вызывая противостояния представителей различных мировоззрений внутри сербского общества.
Даже настроенные явно против России аналитики, вынуждены признать, что значительная часть населения симпатизирует ей, не только вспоминая прошлую совместную историю, но и ненавидя запад, разбомбивший Югославию, а как минимум 20% избирателей настаивают на том, чтобы Сербия вошла в Евразийский союз.
И, даже если избранный президент взаимодействие с Россией будет постепенно сворачивать, как предполагают некоторые аналитики, он не может игнорировать мнение большинства жителей Сербии, которые считают Россию своим самым дорогим партнёром. Неприсоединение Сербии к антироссийских санкция запада в сочетании с продолжающимися закупками российских вооружений, проведение совместных военных учений с ВС РФ, а, по некоторым сведениям, и переговоры о присоединении к Евразийскому союзу. Тем не менее, шаги правительства не настроили еврооптимистов страны (а их не менее 60%) против себя, не заставили выходить на улицы и «бузить».
В Москве буквально накануне голосования в Белграде, Вучич заявил, что движение в Евросоюз является "стратегической целью Сербии, но мы будем двигаться в направлении России и Китая".
Вместе с тем, при участии самого Вучича и без него сербские власти за последние годы предприняли немало реальных шагов, которые приближают Сербию не только к Евросоюзу, но и к НАТО.
В январе 2015 года министр обороны Сербии подписал соглашение, известное под названием ИПАП и предусматривающее сотрудничество между Сербией и НАТО во всех сферах военной деятельности (и это притом, что по данным соцопросов, сотрудничество с НАТО не одобряют около 80% сербов.)
Скупщина (парламент страны) в 2015 году — без общественных дебатов и без сообщений для прессы — ратифицировала соглашение с НАТО, известное как СОФА (Status of Forces Agreement) и подписанное годом ранее. В результате Сербия, не будучи членом НАТО, взяла на себя обязательства, которые имеют полноправные члены НАТО по учредительным договорам альянса. Де-факто Сербия стала членом НАТО — с обязательствами, но без прав.
Налажено и сотрудничество страны и с ЕС. По крайней мере, Сербия подписала с ЕС соглашение об Ассоциации, а жители страны получили безвизовый въезд.
Тем не менее, бывшему премьер-министру, а ныне – президенту Вучичу удалось так построить свои отношения с обществом, чтобы объяснить 4-м из 5-и сербов, что такая европейская политика выгодна сейчас стране.
Он подчёркивает, что самым спокойным вариантом развития событий было признание независимости Косово, "однако это невероятная перспектива". Вучич, в бытность одним из руководителей националистической партии, в одном из выступлений в парламенте заявил, что «за каждого убитого албанцами серба в Косово будет убито 10 албанцев». Тем не менее, недавно под давлением руководства ЕС Вучич подписал документ о частичном суверенитете Косова.
Не стоит снимать со счётов, как и в Украине, и этнический фактор. Казалось бы, для маленькой Сербии достаточно одного постоянно дымящего костра - Косово. Однако время от времени просыпаются этнические разборки и среди венгерского меньшинства и албанцев. Но и здесь президент и его партия оказались на высоте, мнения меньшинств было учтено.
Как признал один украинский эксперт: "У Запада есть ресурс для дальнейшей дестабилизации общественно-политической ситуации в Сербии с целью давления на власть страны и коррекции ее политического курса в предсказуемое русло."
И, тем не менее, кандидат в президенты открыто пошёл против такой реальности, настаивая на том, что с западом (как и с Востоком) необходимо договариваться, вести диалог в изменяющейся международной ситуации. Причём под востоком понимается не только и не столько Россия. Как объявил после своей победы Вучич, первый зарубежный визит он совершит в… Китай. Стоит оценить: неоперившейся президент небольшой, во многом неблагополучной страны уверен в том, что в Пекине его примут, выслушают и, возможно, появятся новые перспективы развития республики в весьма сложных внутриэкономических и геополитических реалиях.
Новоизбранного президента уже поздравили главы европейских стран, государственные деятели с разных континентов. Конечно, выборы – это не финиш, а только старт президента. Но уже на этом этапе у него есть чему поучиться некоторым настоящим и будущим политикам.