К Азии проявляют интерес многие экономики мира. Но насколько рисковыми являются вложения в Азию?
С одной стороны, здесь, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, находятся первая и вторая экономики мира, ведущие между собой жесткую непримиримую конкурентную борьбу (США и Китай, соответственно); Страна Восходящего Солнца, показавшая миру «экономическое чудо», наиболее развитая держава Азии (Япония); стремительно набирающая ход Индия (в «десятке» крупнейших экономик мира), а также динамично развивающиеся «азиатские тигры», которые в разные периоды показали примеры ускоренной успешной модернизации (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг).
Здесь также находятся крупнейшие финансовые центры мира (Токио, Сингапур, Гонконг), «мастерская мира» (Китай), а также крупнейший в мире потребительский спрос. Правда, преимущественно, потенциально. Учитывая факт низкого уровня потребления в азиатских экономиках. С одной стороны, в многонаселенной Азии потенциально есть много потребителей, но с другой стороны, низкий уровень платежеспособности сдерживает развитие рынка. Как ни крути, но большинство населения Азии по-прежнему проживает в бедности.
На данный момент более половины мировой торговли проходит именно через Азиатско-Тихоокеанский регион. Более того, первая в мире многосторонняя зона свободной торговли (ТРР) также была создана в Азии, которую правда, США сразу же отложили на неопределенный срок.
Во всяком случае, на время президентства Трампа…Или же на срок конкуренции между США и Китаем?
Как показывает история, именно в Азии начиналинабирать ход волны глобального кризиса. Сейчас Азия формально стала одним из локомотивов мирового роста. Правда, на фоне того, как замедлился экономический рост на развитых рынках Запада.
Насколько целесообразны сейчас вложения в Азию?
Многие финансовые аналитики оценивают азиатские облигации на уровне средней надежности.
То есть уже не «мусорные» (спекулятивные), но еще «не выше среднего».
Рассмотрим основные риски, с которыми сталкиваются азиатские экономики.
Во-первых, непредсказуемость экономической политики США. Особенно, это актуализировалось сейчас, при президентстве Трампа.
Ранее, в период президентства Обамы, основным источником неопределенности была политика ФРС. Международные рынки постоянно жили на ожиданиях повышения американских ставок. Учитывая сложную ситуацию в мировых финансах, здесь много неопределенностей, но в принципе, просчитать возможно (вопрос качества финансовой аналитики).
Другое дело, сейчас, при президентстве Трампа, когда вмешался политический фактор.
Еще в ходе своей предвыборной кампании Трамп неоднократно шокировал публику резкими политическими заявлениями, находящимися на грани популизма и «жесткого протекционизма».
Но как далеко на практике Трамп зайдет в своей «протекционистской политике»?
Среди азиатских стран наибольшие риски неопределенность Трампа создает экономикам Китая, Южной Кореи и Тайваня. То сеть все тем, кто является «нетто-экспортером», с точки зрения экономики США.
Другое дело, Сингапур и Гонконг, которые являются «нетто-импортерами» и могут получить некоторый выигрыш.
Во-вторых, долговые проблемы экономики Китая составляют еще одну группу рисков.
Чтобы оценить масштаб проблемы, нужно учесть, что на данный момент общий объем долгов вкитайской экономики уже составил около 250% ВВП. Разумеется, речь сейчас о долгах корпоративного сектора.
Огромные корпоративные долги, в свою очередь, сдерживают развитие кредитных рейтингов. А это является одним из основных индикаторов устойчивого экономического роста.
Отсюда ключевой вопрос: как китайские банки смогут справиться с имеющимися долговыми проблемами?
Впрочем, есть в этой истории некоторый позитив. Есть основания полагать, что китайская экономика пик долговых проблем прошла. В целом, где-то 2-3 года проблемы еще будут сохранять актуальность.
В-третьих, перегретый рынок недвижимости. Особенно, это касается рынка коммерческой недвижимости. Что в свою очередь, является важным индикатором, в каком состоянии находится экономика и насколько она восстанавливается после кризиса.
Перегретый рынок недвижимости, покрывшегосямногими спекулятивными пузырями, давно составляет основную проблему для азиатских экономик. Особенно, это характерно для Китая, Гонконга и Австралии.
Некоторое время на рынке наблюдалось затишье. Но со второй половины прошлого года цены на коммерческую недвигу снова пошли вверх. В КНР проблему попытались решить административными мерами, попросту временно запретив скупку недвиги на внутреннем рынке. Как результат, ускорился отток капиталов из страны. Прежде всего, в Юго-Восточную Азию. Как результат, Малайзия например, уже обогнала Сингапур, который ранее длительное время удерживал лидерство по популярности среди китайских риэлторов. Кроме того, китайские инвесторы проявляют интерес также к Индонезии.
Однако, наибольший выигрыш получит проект Нового Шелкового пути, на строительство которого устремится основной китайский капитал.
В-четвертых, аналитики Standard and Poor’sпроанализировали степени рисков для разных секторов экономики. На ближайшие годы наиболее рисковыми в азиатских экономиках будут металлургия и угольная промышленность (-42%), далее – рынок нефти и газа (-28%), рынок недвижимости (-25%), а также финансово-банковский сектор (-22%) и сфера транспорта (-21%).
По оценкам экспертов, совокупный уровень корпоративного долга (как финансового, так и нефинансового) в экономиках Азиатско-Тихоокеанского региона вырастет на 10,3% в 2017-2021 годах. Эксперты S@P оценивают уровень таких долгов в $994 млрд. (на фоне $9,6 трлн. отобщемирового показателя). В частности, 58% этих долгов ($579 млрд.) припадает на финансовые компании. Если оценивать качество долга по известной инвестиционной шкале, то 90% азиатских облигаций оцениваются по рейтингу ВВВ- и выше. То есть на уровне средней надежности.