Как парламентское большинство подыгрывает олигархам Василий Голян

2017-04-20 16:24 58745

 

Нынешнее парламентское большинство является наиболее лояльным к проявлениям монополизации отечественными олигархами базовых рынков. Свидетельством чего выступает отсутствие эффективной антимонопольной политики, которая давала бы возможность не допускать проявлений недобросовестной конкуренции со стороны крупного капитала в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.

Проявлением подыгрывания парламентского большинства отечественному олигархическому капиталу также является вялая реакция на необоснованное повышение цен на услуги естественных монополий, в частности за газ, тепло и электроэнергию, поскольку естественные монополии в подавляющем большинстве принадлежат украинским олигархам.

В частности, в декабре 2016 года по сравнению с декабрем предыдущего года индекс цен за тепло составил 188%, электроэнергию – 160%, газ – 142%, водоснабжение – 142%, канализацию – 128%. Значительный рост расходов предприятий на оплату газа, тепла и электроэнергии ведет к росту удельного веса материальных затрат в структуре операционных расходов. Это сужает возможность работодателей повышать уровень оплаты труда наемных работников.

Более того, кроме бремени увеличения материальных затрат работодатели обязаны повышать минимальную заработную плату, что заставляет работодателей искать различные пути для снижения затрат на оплату труда вплоть до увольнения штатных работников и заключения трудовых соглашений. Исходя из этих соображений, с высокой степенью вероятности можно спрогнозировать на начало 2018 существенный рост количества безработных.

Отражением выборочной и бессистемной экономической политики парламентского большинства и сформированных ею правительств за период с 2014 по 2017 год является существенное уменьшение по сравнению с 2013 годом средней заработной платы в долларовом эквиваленте и реальной средней заработной платы в гривнах. В частности, в 2016 году средняя заработная плата в долларовом эквиваленте составляла 185 долл., что на 158 долл. меньше соответствующего показателя 2008 года, и на 245 долл. – показателя 2013 года.

Учитывая, что цены на большинство потребительских товаров и товаров инвестиционного назначения привязаны к стоимости американского доллара, средняя заработная плата в долларовом эквиваленте в наибольшей степени отражает уровень увеличения или уменьшения реальных доходов рядовых украинцев. Уровень реальной средней заработной платы в гривневом эквиваленте за три последних года также не демонстрирует восходящей тенденции.

В частности в 2016 году реальная средняя заработная плата по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 102 грн., по сравнению с 2008 годом – на 60 грн. Реальная средняя заработная плата рассчитывалась путем деления номинальной заработной платы за соответствующий год на кумулятивный индекс цен производителей.

Еще более весомым подтверждением антисоциальной направленности экономической политики нынешнего парламентского большинства и сформированных ею правительств является то, что в целом за период 1996-2013 годов наблюдался рост средней заработной платы в долларовом эквиваленте (за исключением 2009 года), а за период 2014-2016 годов четко просматривается падение реальных доходов украинских граждан. В частности при правительстве Юлии Тимошенко средняя заработная плата составляла 343 долл., при правительстве Яценюка – 172 долл., при правительстве Гройсмана – 185 долл.

Обеднение населения является существенным, что негативным образом влияет на темпы социально-экономического развития. Во-первых, уменьшение средней заработной платы на более чем 200 долл. сворачивает платежеспособный спрос населения, как на отечественную, так и на импортную продукцию, что приводит к ухудшению деловой активности, особенно в секторе малого и среднего бизнеса. В результате значительное количество хозяйствующих субъектов просто прекращает свою деятельность, закладывает бомбу замедленного действия под перспективы реального экономического роста не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.

Если суммировать последствия экономической политики правящего парламентского большинства и сформированных ею правительств Яценюка и Гройсмана, в части роста доходов рядовых граждан, то выкристаллизовывается довольно печальная картина. С одной стороны имеет место значительное уменьшение средней заработной платы в 2014-2016 годах по сравнению с 2013 годом, а с другой – граждане при явном уменьшении уровня доходов должны платить большую плату за газ, электроэнергию, тепло. Понятно, что таким образом уменьшается часть доходов домохозяйств, которая традиционно направляется на покупку потребительских товаров.

Разрекламированные Яценюком субсидии также выступают прямой преференцией естественным монополиям, то есть олигархам. Так что имеет место факт поддержки правящей коалицией (БПП, Народный фронт, депутаты-мажоритарщики и примкнувший к ним Ляшко) основных олигархических групп и отсутствия в ее действиях эффективного антикризисного инструментария, который предотвращал бы обвальное падение реальной средней заработной платы украинских граждан.

То есть правящая коалиция в части антикризисного регулирования развития национальной экономики и содействия инновационно-технологической модернизации сферы материального производства себя полностью исчерпала. Пример Леха Валенсы, за время президентской каденции которого (1990-1995 годы) дважды распускали польский парламент, очень пригодился бы Украине, особенно в период, когда обнищание подавляющего большинства населения может иметь непредсказуемые последствия для будущего страны.

Еще блоги