Как освободить украинскую героиню Надежду Савченко. Рассмотрим политический аспект вопроса.
6 мая Басманный суд Москвы рассмотрит очередное ходатайство по «делу Савченко». К сожалению, это всего лишь один из процессуальных документов в данном изрядно затянувшемся судебном процессе . На этот раз адвокаты Надежды намерены обжаловать в суде отказ в разрешении на визит на сессию ПАСЕ в Страсбуре, делегатом которой Савченко является, будучи украинским народным депутатом. Н е исключено, нынешняя жалоба, как и многие предыдущие, снова не будет удовлетворен а . И вообще, на горизонте маячит очередно й п еренос сроков судебного рассмотрения. Накануне сторона обвинения попросила перенести рассмотрение дела еще на полгода, до ноября . Несмотря на то, что уже скоро год, как переносами в российских судах зависло «дело Савченко». Хотя кто только за нее уже не ходатайствовал. Например, президент Петр Порошенко регулярно «забрасывает» своего российского коллегу Путина «письмами» , а Верховная Рада , в свою очередь, направляет подобные «воззвания» к ГосДуме ; периодически проявляет заботу о соотечественнице МИД , работают адвокаты, суетятся политики, политологи предлагают свои варианты освобождения , проводит мероприятия международная общественность.. .
Не будем сейчас анализировать «дело Савченко» с юридической точки зрения. Хотя с правовыми обоснованиями в деле обстоит обстоит не все гладко. Кстати, российские обвинители это прекрасно понимают, потому как в конце апреля заблаговременно подкорректирова ли обвинительное заключение. Впрочем, в любом случае, одними юридическими средствами это дело вряд ли получится выиграть.
Сейчас ра ссмотрим политические аспекты дела. Тем более, что « д ело Савченко» - не простое уголовно-правовое дело, а имеет ярко выраженную политическую окраску (на «скамье подсудимых» украинский политик, народный депутат) и охватывает международный масштаб (хотя бы только если взять уровень украинско-российских двусторонних отношений).
Помимо политики, н емалую роль в «деле Савченко» играет также некоторый символизм. Например, Надежда Савченко как надежда всей украинской «Батькивщины» . И как партии , и как Родины (учитывая международные масштабы дела). Партийная надежда – даже важнее всеми признанного лидера (потому и первый номер парламентского списка, который никто не сможет «подвинуть»).
С одной стороны, «дело Савченко» - тест российской судебной системы на европейскость и независимость от политическог о влияния. С другой стороны, тест для Украины, на независимость, свободное демократическое и европейское развитие . Символично, что европейская н адежда Украины оказалась в цепких руках России. По крайней мере, таковы факты, от которых никак не уйти.
Символизм еще в том, что европейская перспектива Украины проблематична без дружественных и партнерских отношений с Россией.
С одной стороны, «дело Савченко» - конкретный мотиватор для Юлии Тимошенко. С другой стороны, это и тест для Петра Порошенко , его способности эффективно урегулировать возникший конфликт, задействовав на правах главы государства все х рычаг ов влияния .
Итак, к ому из них – Тимошенко или Порошенко – удастся освободить Савченко? «Дело Савченко» стало одн ой из линий в конкуренции этих двух давних непримиримых политических оппонентов.
С одной стороны, было бы вполне естественно, что к освобождению Надежд ы Савченко больше всех мотивирована именно Юлия Тимошенко .
С другой стороны, есть амбиции и у Петра Порошенко: не дать Тимошенко и попытаться самому освободить Савченко. И , тем более , президент Порошенко тоже не против был бы вернуть украинскому народу европейскую надежду. А представьте, что было бы, если вдруг у Порошенко это быстрее и эффективнее получится? Совсем иной вопрос, как к такому обороту отнеслась бы Россия, которая по факту взяла в заложники именно представительницу «Батькивщины»? В то время как, для сравнения, «представителя Порошенко» (Алексея Гончаренко), в свое время, в схожей ситуации РФ долго задерживать не стала.
Итак, в чем в таком случае заключается мотиватор Тимошенко? Разумеется, мотиватор к политической активности, с целью вернуть к власти. (Дело ведь, имеет политическую подоплеку!).
Рассматривая дело Савченко, нужно учитывать несколько факторов.
Во-первых, фактор Росси и , которая связывает украинскую Надежду именно с «Батькивщиной» Тимошенко. К тому же, как мы уже неоднократно имели возможности видеть, России зачастую трудно понять « освободительные аргумент ы» «порошенковцев».
Во-вторых, фактор Европ ы , которая тоже связывает украинскую Надежду с тимошенковской «Батькивщиной». В конце концов, учитывая ту формально, что Савченко – делегат ПАСЕ, а значит, имеет дополнительную поддержку европейских институций для своего освобождения. Или еще нюанс: партия «Батькивщина» остается действующим партнером правящей ныне в ЕС Европейской народной партии (ЕНП).
В-третьих, коллизия интересов. Даже если у президента Порошенко и есть амбиции освободить Савченко, то они неизбежно сталкиваются об интересы. Здесь для Порошенко возникает дилемма. Либо пойти на поводу своих личностных амбиций, либо поступиться политической властью и экономическими интересами.
Если поступиться властью, то придется научиться жить в условиях парламентской демократии и при ограниченных президентских возможностях.
Если же поступиться экономическими интересами, то придется научиться жить в условиях реальной конкуренции, а это одно из базовых требований евро интеграции.
С одной стороны, Петр Порошенко мог бы войти в историю как первый президент, который добровольно до минимума урежет свои полномочия (до этого Украине как-то не везло с президентами, которые постоянно думали только об увеличении своих полномочий).
К тому же, Петр Порошенко мог бы войти в историю как первый президент, которому удалось бы сломать хребет олигархической системе (до этого в Украине президенты были разве что, источником всевозможных благ и привилегий для олигархов).
Правда, с другой стороны, во всех этих «исторических миссиях» Петру Порошенко пришлось бы поступиться реальной властью в пользу своего политического конкурента Юлии Тимошенко и ее политической команды (не оппонента, а именно конкурента, учитывая нынешнее партнерство по коалиции) .
Кроме того, чтобы освободить Надежду Савченко, президенту Порошенко нужно научиться не только пон имать Россию, но и реализовать многие европейские рекомендации ( ради продвижения дальнейшей евроинтеграции ).
Подчеркну, еще один нюанс: вряд ли Россия через «дело Савченко» подстрекает Тимошенко к «третьему майдану».
Во-первых, «майданы» - отнюдь не методы влияния России (которая как раз наоборот привержена «немайданному» пути развития). В РФ «майданы» никогда делать не умеют и не умели (скорее, даже панически боялись), это экспорт иных иностранных политтехнологий. Во-вторых, любая дестабилизация Украины словно рикошетом бьет и по стабильности России. Киев и Москва тесно взаимосвязаны друг с другом (историческим наследием, экономическими, гуманитарными связями, стратегическими интересами). В-третьих, нет также посягательств на «трон» (президентство) Порошенко. В Москве вообще не хотели бы видеть в Киеве какой-либо «трон», постоянно настойчиво призывая к конституционной реформе. Кстати, как и в Европе, которая тоже настойчиво рекомендует Киеву развивать парламентскую демократию.
Итак, ч то хочет Москва?
Во-первых, как минимум, это соблюдение Конституции Украины, которая , напомню, действует в редакции изменений 2004 года . И в свою очередь, предполагает возврат к парламентско-президентской республике, где центр власти сконцентрирован в парламентской коалиции, которая на основе политического консенсуса формирует правительство. (К сожалению, после многих лет правового нигилизма и жонглирования Основным Законом складывается впечатление, что многие политики запутались, в какой конституционно-правовой реальности живут).
Во-вторых, продолжение и завершение конституционной реформы и переход к децентрализации власти. Что предполагает укрепление правого статуса украинских регионов и местного самоуправления. То есть та самая стратегическая задача, которая должна была быть реализована в Украине еще в далеком 2006 год у . После того как вступили в силу «первый пакет» конституционных изменений.
В-третьих, защита прав и свобод национальных меньшинств, региональных языков (речь , прежде всего, об интересах русских и русскоязычных). Что в свою очередь, обеспечивается хотя бы за счет соблюдения действующего закона «Об основах государственной языковой политики», который принят в соответствии с европейскими рекомендациями, предоставляет гарантии развития как українсько ї мові, так и защиту русскому языку.
В- четвертых, проведение сбалансированной внешней политики, которая была б тщательно продумана, выверена (желательно еще и научно обоснована), основывалась на национальных стратегических интересах и не была б направлена на создание искусственных конфликтов и разделительных линий (в том числе, между соседями). Что в свою очередь, вполне «по плечу» для президента Петра Порошенко, являющегося еще и профессиональным дипломатом.
Конкуренция между Порошенко и Тимошенко не по принципу «пан или пропал». (В такой беспощадной конкуренции уж слишком высоки риски потерять страну). От президента Порошенко – требуется проводить реформы, задача Тимошенко – подталкивать власть к реформам. В том числе, через «уличный фактор». Тем более, что в активе Тимошенко уже есть соответствующий положительный «оранжевый опыт».
…Итак, структурные реформы, всеобщая демократизация и реальная евроинтеграция – вот, что сможет вернуть Надежду украинскому народу.