Как освободить украинскую Надежду Игорь Шевырев

2015-05-06 10:25 33456

Как освободить украинскую героиню Надежду Савченко. Рассмотрим политический аспект вопроса.

6 мая Басманный суд Москвы рассмотрит очередное ходатайство по «делу Савченко». К сожалению, это всего лишь один из процессуальных документов в данном изрядно затянувшемся  судебном  процессе .  На этот раз адвокаты Надежды  намерены обжаловать в суде отказ в разрешении на визит на сессию ПАСЕ в Страсбуре, делегатом которой Савченко является, будучи украинским народным депутатом.  Н е исключено, нынешняя жалоба, как и многие предыдущие, снова не будет  удовлетворен а . И вообще, на горизонте маячит очередно й  п еренос  сроков судебного рассмотрения. Накануне  сторона обвинения попросила перенести рассмотрение дела  еще на полгода, до ноября . Несмотря на то, что уже  скоро  год, как переносами в российских судах зависло «дело Савченко». Хотя кто только за нее уже не ходатайствовал. Например, президент Петр Порошенко  регулярно «забрасывает» своего российского коллегу Путина «письмами» , а  Верховная Рада , в свою очередь,  направляет  подобные  «воззвания» к ГосДуме ; периодически проявляет заботу о соотечественнице  МИД ,  работают адвокаты,  суетятся политики,  политологи предлагают свои варианты освобождения ,  проводит мероприятия международная общественность.. . 

Не будем сейчас анализировать «дело Савченко» с юридической точки зрения.  Хотя с правовыми обоснованиями в деле  обстоит  обстоит не все гладко. Кстати,  российские обвинители это прекрасно понимают,  потому как  в конце апреля  заблаговременно  подкорректирова ли  обвинительное заключение.  Впрочем, в любом случае, одними юридическими средствами это дело вряд ли получится выиграть. 

Сейчас ра ссмотрим политические аспекты дела. Тем более, что  « д ело Савченко»  - не простое  уголовно-правовое дело,  а имеет ярко выраженную политическую окраску (на «скамье подсудимых» украинский политик, народный депутат) и охватывает международный масштаб (хотя бы только если взять уровень украинско-российских двусторонних отношений). 

Помимо политики, н емалую роль в «деле Савченко» играет также некоторый символизм.  Например,  Надежда Савченко  как  надежда всей украинской «Батькивщины» . И как партии ,  и как Родины (учитывая международные масштабы дела). Партийная надежда – даже важнее всеми признанного лидера (потому и  первый номер парламентского списка, который никто не сможет «подвинуть»). 

С одной стороны, «дело Савченко» - тест российской судебной системы на европейскость и независимость от политическог о влияния. С другой стороны, тест для Украины, на независимость,  свободное демократическое  и европейское развитие .  Символично, что европейская н адежда Украины  оказалась в цепких руках России. По крайней мере, таковы факты, от которых никак не уйти. 

Символизм еще в том, что европейская перспектива Украины проблематична без дружественных и партнерских отношений с Россией. 

С одной стороны, «дело Савченко» -  конкретный  мотиватор для  Юлии  Тимошенко. С другой стороны, это и  тест для  Петра  Порошенко , его способности  эффективно урегулировать возникший конфликт, задействовав  на правах главы государства  все х рычаг ов  влияния . 

Итак, к ому из  них  – Тимошенко или Порошенко – удастся освободить Савченко?  «Дело Савченко»  стало  одн ой  из линий в конкуренции этих двух давних непримиримых политических оппонентов. 

С одной стороны,  было бы вполне естественно, что к освобождению  Надежд ы  Савченко  больше всех мотивирована именно  Юлия Тимошенко . 

С другой стороны, есть амбиции и у Петра Порошенко: не дать Тимошенко и попытаться самому освободить Савченко. И ,  тем более , президент Порошенко  тоже не против  был бы вернуть украинскому народу европейскую надежду. А представьте, что было бы, если вдруг у Порошенко это быстрее и эффективнее получится? Совсем иной вопрос, как к такому обороту отнеслась бы Россия, которая по факту взяла в заложники именно представительницу «Батькивщины»? В то время как, для сравнения, «представителя Порошенко» (Алексея Гончаренко), в свое время, в схожей ситуации РФ долго задерживать не стала. 

Итак, в чем в таком случае заключается мотиватор Тимошенко? Разумеется, мотиватор к политической активности, с целью вернуть к власти. (Дело ведь, имеет политическую подоплеку!). 

Рассматривая дело Савченко, нужно учитывать несколько факторов. 

Во-первых,  фактор  Росси и , которая связывает украинскую Надежду именно с «Батькивщиной» Тимошенко.  К тому же, как мы  уже неоднократно имели возможности видеть,  России  зачастую  трудно понять   « освободительные  аргумент ы» «порошенковцев». 

Во-вторых,  фактор  Европ ы , которая тоже связывает украинскую Надежду с тимошенковской «Батькивщиной». В конце концов, учитывая ту формально, что Савченко – делегат ПАСЕ, а значит, имеет дополнительную поддержку европейских институций для своего освобождения.  Или еще нюанс: партия «Батькивщина»  остается действующим партнером правящей ныне в ЕС Европейской народной партии (ЕНП). 

В-третьих, коллизия интересов. Даже если у президента Порошенко и есть амбиции освободить Савченко, то они неизбежно сталкиваются об интересы. Здесь для Порошенко возникает дилемма.  Либо  пойти на поводу  своих личностных  амбиций,  либо  поступиться  политической  властью и экономическими  интересами. 

Если поступиться властью, то придется научиться жить в условиях парламентской демократии  и  при ограниченных президентских возможностях. 

Если же поступиться экономическими интересами, то придется научиться жить в условиях реальной конкуренции, а это одно из базовых требований евро интеграции. 

С одной стороны,  Петр Порошенко мог бы войти в историю как первый президент, который добровольно до минимума урежет свои полномочия (до этого Украине как-то не везло с президентами, которые постоянно думали только об увеличении своих полномочий). 

К  тому же,  Петр Порошенко мог бы войти в историю как первый президент, которому удалось бы сломать хребет олигархической системе (до этого в Украине президенты были разве что, источником всевозможных благ и привилегий для олигархов). 

Правда,  с другой стороны,  во всех этих «исторических миссиях» Петру Порошенко пришлось бы поступиться реальной властью в пользу своего политического конкурента  Юлии Тимошенко и ее политической команды  (не оппонента,  а именно конкурента,  учитывая нынешнее партнерство по коалиции) . 

Кроме того, чтобы  освободить Надежду Савченко, президенту Порошенко  нужно  научиться не только  пон имать  Россию, но и реализовать многие европейские рекомендации ( ради продвижения дальнейшей евроинтеграции ). 

Подчеркну,  еще один нюанс:  вряд ли Россия через «дело Савченко» подстрекает Тимошенко к «третьему майдану». 

Во-первых, «майданы» - отнюдь не методы влияния России (которая как раз  наоборот привержена «немайданному» пути развития). В РФ «майданы» никогда делать не умеют и не умели (скорее, даже панически боялись), это экспорт иных иностранных политтехнологий. Во-вторых, любая дестабилизация Украины словно рикошетом бьет и по стабильности России. Киев и Москва тесно взаимосвязаны друг с другом (историческим наследием, экономическими, гуманитарными связями, стратегическими интересами). В-третьих, нет  также  посягательств на «трон» (президентство) Порошенко. В Москве вообще не хотели бы видеть в Киеве какой-либо «трон», постоянно настойчиво призывая к конституционной реформе. Кстати, как и в Европе, которая тоже настойчиво рекомендует Киеву развивать парламентскую демократию. 

Итак, ч то хочет Москва?  

Во-первых, как минимум, это соблюдение Конституции Украины, которая ,  напомню, действует в редакции изменений 2004 года . И в свою очередь, предполагает возврат к парламентско-президентской республике, где центр власти сконцентрирован в парламентской коалиции, которая на основе политического консенсуса формирует правительство. (К сожалению, после многих лет правового нигилизма и жонглирования Основным Законом складывается впечатление, что многие политики запутались, в какой конституционно-правовой реальности живут). 

Во-вторых, продолжение  и завершение конституционной реформы и переход к децентрализации власти. Что предполагает укрепление правого статуса украинских регионов и местного самоуправления. То есть та самая стратегическая задача, которая должна была быть реализована в Украине еще  в далеком  2006 год у . После того как вступили в силу «первый пакет» конституционных изменений. 

В-третьих, защита прав и свобод национальных меньшинств, региональных языков (речь ,  прежде всего, об интересах русских и русскоязычных). Что в свою очередь, обеспечивается хотя бы за счет соблюдения действующего закона «Об основах государственной языковой политики», который принят в соответствии  с европейскими рекомендациями, предоставляет гарантии развития как українсько ї  мові, так и защиту русскому языку. 

В- четвертых, проведение  сбалансированной внешней политики, которая была б тщательно продумана, выверена (желательно еще и научно обоснована), основывалась на национальных стратегических интересах и не была б направлена на создание искусственных конфликтов и разделительных линий (в том числе, между соседями). Что в свою очередь, вполне «по плечу» для президента  Петра  Порошенко, являющегося еще и профессиональным дипломатом.

Конкуренция между Порошенко и Тимошенко не по принципу «пан или пропал». (В такой беспощадной конкуренции уж слишком высоки риски потерять страну).  От президента Порошенко – требуется проводить реформы, задача Тимошенко – подталкивать власть к реформам. В том числе, через «уличный фактор». Тем более, что в активе Тимошенко уже есть соответствующий положительный «оранжевый опыт».  

…Итак, структурные  реформы,  всеобщая  демократизация и  реальная  евроинтеграция – вот, что сможет  вернуть Надежду украинскому народу.

 

Еще блоги