Страна демонстрирует некий социальный фатализм. Это значит, что люди думают: все предрешено за нас. Причем по негативному для нас сценарию. Почему такое мнение существует и с чем это связанно, сказать трудно.
Для Европы мы — неравный это брак по определению. Что бы кто ни говорил, мы для них инструмент. Человеческий материал. Ни больше, ни меньше. С нами не говорят на языке равных. Не надо путать членство в ЕС и ассоциацию. Есть только два состояния в ЕС: ты член ЕС или нет. А у нас иллюзии. Мы думаем, что после подписания мы проснемся и все — вся страна в безвизовом режиме. Не будет так. На нас смотрят как на людей второго сорта, потому что мы не в состоянии договорится у себя в стране о решении важных проблем.
Теперь вопрос по поводу выбора. Молодежь вся такая продвинутая ведет из страны. Ничего не будет делать для Украины. Хоть на Западе, хоть на Востоке. Какой внутренний патриотизм? У нас пока центробежная тема преобладает над центростремительной
Если мы хотим, чтобы с нами говорили на равных, надо вести себя соответственно. Наш риск — это внутренняя нестабильность. С такими рисками, как у нас, деньги никто вкладывать не будет. Это пока территория с непроявленным статусом и большим риском расколоться.
А по поводу россиян, я честно говорю, их за терпение нужно поблагодарить. Терпели с 90- х годов смены наших приоритетов: Ребята, мы с вами навеки только до выборов, а после выборов мы идем в НАТО. Потом — в ЕС. Ресурс отношений с Россией держится только благодаря тому, что 85% граждан Украины имеют родственников в России.
Вопрос в том, что будет после 28 ноября. Думаю, наступит 29е, жизнь будет продолжаться. Не подпишут — будет другое решение. Мы должны научится понимать, что решения нужно принимать за себя самим. А то сейчас в Вильнюсе, в Москве принимают решения за нас. И мы всегда будем пасынками, на любой территории.
Мы получили такую ситуацию, в ней живем — страна наполовину расколота. У европейцев свои проблемы и они за счет нас будут их решать. Это разве не очевидно? И наилучшая терапия сказать: всем спасибо, извините, мы как-то у себя сначала разберемся, осмысленно глянем на Европу, на Россию, а потом будем с вами адекватно общаться.