В прошлом трехкратный министр обороны, а нынче оппозиционный политик Анатолий Гриценко объявил о выходе из фракции «Батькивщина». Раскол ОО продолжается или просто личные амбиции депутата оказались несовместимыми с фракционной дисциплиной?
Только вчера украинские СМИ распространили несвойственное для представителя оппозиционных политических сил заявление Анатолия Гриценко о том, что майдан угасает, умирает, теряет смысл. На своей странице в соцсетях глава партии «Гражданская позиция», которая входит в парламентскую фракцию «Батькивщина» заявил, что за последние недели евромайданные палатки и баррикады практически пустуют, около сцены менее сотни человек. Напомнил он и о том, что уже предлагал сворачивать эту акцию протеста, правда, совет майдана к нему не прислушался. Усомнился Гриценко и в том, что его коллега по ОО Арсений Яценюк, как обещал, в День Соборности – 22 января, поведет народ митинговать к Администрации президента на Банковую.
Не исключено, что это и стало последней каплей терпения его коллег по оппозиции. Анатолия Гриценко решили не приглашать на заседание фракции. Ответная реакция на решение провести заседание без него не заставила себя долго ждать. Гриценко написал заявление о выходе из фракции «Батькивщина». Политологи уверены, что с точки зрения логики его действия вполне понятны. Какой смысл быть во фракции, где его не особо хотят видеть.
Сам Гриценко пояснил свое решение более чем лаконично, мол, всвязи с невозможностью влиять на принимаемые решения ухожу, и отныне буду депутатом внефракционным. Правда в то, что этот статус позволит Гриценко более активно участвовать в политической жизни страны, эксперты сильно сомневаются. «Было бы гораздо эффективнее, если бы он, или его партия «Гражданская позиция», выработали конкретный план решения политического вопроса, конкретные шаги, заявить об этом. С моей точки зрения выход из фракции, критика и подобные действия носят скорее неконструктивный характер. Безусловно, это право любого человека. Но решить конкретные политические проблемы это не поможет», - говорит Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций.
Подтверждают ли эти события тот факт, что давно назревающий раскол в рядах объединенной оппозиции снова дал о себе знать? Может быть. По мнению политологов, публичная позиция, которую Гриценко неоднократно озвучивал, скажем так, очень часто отличалась от согласованной политики фракции. Она может быть правильной или неправильной – это уже другой вопрос. Но с точки зрения фракционной дисциплины это вызывало непонимание других представителей фракции «Батькивщина».
С другой стороны есть мнение, что ущерб от такого шага «несогласного» Гриценко для ОО будет гораздо большим, нежели те гипотетические возможности, которые лично он получит. С точки зрения логики ему стоило поступить иначе.
«Нынешний политический кризис в стране нужно решать в правовой и политической плоскости. С этой точки зрения выход депутата из фракции можно считать скорее минусом для оппозиции, нежели плюсом. Потому сейчас, как мне кажется, как никогда их позиция должна быть более консолидированной. Только так можно выходить на те или иные общие знаменатели. Личные амбиции могут быть у кого угодно, но сегодня должно быть четкое понимание того, что происходит в стране. Ситуация сама по себе не решится, будем иметь то, что имеем, – говорит Виталий Бала, – Было бы гораздо эффективнее, если бы он, или его партия «Гражданская позиция», выработали конкретный план решения политического вопроса, конкретные шаги, заявить об этом. С моей точки зрения выход из фракции, критика и подобные действия носят скорее неконструктивный характер. Безусловно, это право любого человека. Но решить конкретные политические проблемы это не поможет».
Что бы ни писал в соцсетях Гриценко о продолжении своей оппозиционной политики, логичности и честности своего решения, скорее всего «Графа Монте-Кристо» из него снова не получится. Во-первых, и это подтверждают политические эксперты, от внефракционных депутатов сегодня ничего не зависит. Пока парламент не начнет полноценно работать, рассуждать о влиянии внефракционных политиков на какие-либо решения просто некорректно.
Во-вторых, не исключено, что бывшие коллеги по ОО в какой-то момент назовут его предателем, перебежчиком, изменником и т.п. Безусловно, многое будет зависеть от того, какие заявления Гриценко будет делать в будущем. Но в любом случае он должен понимать, что политические оппоненты, как былые, так и нынешние, будут стараться использовать эту ситуацию в свою пользу. И, совсем уж не страшно, если для этого нужно будет дискредитировать Анатолия Гриценко и его политсилу в лице общественности.
Пока же очевидно лишь то, что быть политиком у Гриценко получается гораздо хуже, чем чиновником. В свое время он был министром Вооруженных сил в трех Кабминах подряд – во время премьерства Тимошенко, Еханурова, Януковича. На этом посту он занимался вопросами реформирования Армии. Не без его усилий ВСУ финансировались в полном объеме, а показатели боевой подготовки выросли в среднем на 40—50 %. В 2005-м году Анатолий Гриценко отказался от участия в парламентских выборах, ради министерского кресла, при этом заявил, что армия будет вне политики.
Правда, несколькими годами позднее Гриценко в политику все же пошел. Во время парламентской кампании 2007 года он был номером 4 в списках НУНС. Стоит ли говорить, что это было не самое лучшее время для данной политсилы. Может потому он и не стал дожидаться, пока этот корабль окончательно уйдет на дно и утащит за собой его. Гриценко уже в следующем 2008-м году стал лидером Всеукраинской общественной организации «Гражданская позиция».
А еще через год пошел избираться в президенты. Комментируя свое выдвижение, экс-трехкратный министр амбициозно твердил, что планирует как минимум пройти во второй тур. Однако, как известно, такого не произошло, Гриценко набрал немногим более одного процента и с треском вылетел из президентской гонки.
Что ж, может правы те, кто полагает, что в некоторых случаях амбиции должны подкрепляться реальными возможностями. Каждому ведь свое: слесарю – слесарево, а военному инженеру-электрику – погоны, лампасы и приказы…