Террор – это явление, которое проще начать, чем его закончить. Однако я считаю, что ответственность за происходящее в первую очередь лежит на власти. Поскольку именно она первая применила силовые методы. Как помним, 30 ноября были предприняты силовые шаги в отношении людей, среди которых были и несовершеннолетние.
Я думаю, что сейчас шансы на то, что переговоры будут успешными невелики. Оппозиция предъявляет власти ультиматум. Очевидно, что такое требование не будет удовлетворено. В то же время у оппозиции нет тех сил, с помощью которых они бы могли реализовать свои угрозы. Они не могут, говоря словами Яценюка, пойти вперед, хоть и под пули.
В итоге ситуация зашла в глухой угол. К сожалению, практически утрачена так называемая договороспособность. Это не значит, что нет шансов завершить все рукопожатием. Такое вполне вероятно. Гораздо больше сложностей возникнет на следующей стадии, когда сторонам будет нужно исполнять принятые условия.
Власть себя дискредитировала использованием методов, которые нельзя считать правовыми. Во-первых, она принимает резонансные и жесткие законы. А такие, можно сказать, незаконные документы не подлежат исполнению. А во-вторых, она позволяет себе силовые действия, которые мы сейчас с вами наблюдаем. В качестве одного из примеров можно привести решение о применении водометов на морозе. Это запрещено законодательством любой цивилизованной страны мира. В свое оправдание потом силовики заявляли, что тушили из водомета технику, но, как бы то ни было, промокли и участники акции протеста.
При этом сейчас оппозиция утратила возможность контролировать настроения людей. Не менее печально и то, что власть не до конца контролирует своих силовиков. В противном случае не произошло бы тех откровенно садистских выходок бойцов «Беркута», которые всколыхнули общественность. Как бы кому-то этого не хотелось, оппозиция сейчас также не может повлиять на те настроения, которые ведут к конкретным эксцессам на Грушевского. Ни Яценюк, ни Кличко, ни Тягнибок на это не способны. Мы все видели, когда они пытались встать между «Беркутом» и протестующими. Но в результате лидеры оппозиционных партий были вынуждены сместиться в сторону. Людей было более десяти тысяч, и они их просто физически не восприняли. Сила их авторитета находится на уровне, который не позволяет руководить настроениями.
Не исключаю, что после всего происходящего и творящегося в центре столицы и стране в целом, отдельные украинские политики станут нерукоподжатными в цивилизованных странах мира.
Сегодня нельзя исключать, что в ближайшее время нас ждет новый период противостояния, в том числе и силового. Разумеется, рано или поздно это закончится перезагрузкой страны, как таковой. Однако я не готов прогнозировать, как скоро это произойдет, и как долго продлятся акции.