Роспуск парламента – это наиболее неудачное решение, которое может быть принято.
Верховная Рада сегодня остается единственной легальной площадкой, где может происходить правовая дискуссия между властью и оппозицией. Уничтожение этой площадки обозначается ликвидацию пути правового разрешения конфликта.
Кроме того, неясны основания для роспуска парламента. Заявление об этом решении и его юридическое обоснование со стороны советников президента демонстрирует правовой нигилизм, который последнее время процветает.
Проведение внеочередных парламентских выборов только ухудшит ситуацию. В условиях поляризации общества и глубокого социального конфликта обеспечить прозрачность выборного процесса будет практически невозможно. Выходом из ситуации могло бы стать большое количество международных наблюдателей. Но технически маловероятно, что они будут работать на каждом избирательном участке.
Стоит отметить, что проведение внеочередных выборов будет невыгодно в первую очередь оппозиции. В условиях поляризации общества, они не знают, где найдут, а где потеряют. В случае чего и власть может решиться на использование административного ресурса. А на «чужой территории» оппозиция вообще не сможет контролировать процесс выборов. К тому же далеко не факт, что они смогут противодействовать фальсификациям даже в западных областях.
Один из методов выхода из кризиса, который сейчас обсуждается – это переговоры с более радикальной частью Майдана. Но это лишь одна из технологий. Причем не самая удачная.
С другой стороны заявления самих общественных объединений, присутствующих на Майдане, вызывают вопрос: с кем вести разговор?
И этот вопрос задают не только власти. Скандал с телефонной беседой Нуланд-Пайетт показывает, что Америку также интересует, с кем именно следует вести переговоры. Они смотрят рейтинги, сами проводят исследования, тратят на это силы и деньги. Это природный процесс, но в нем есть элемент не совсем честной политтехнологии.