Петр Порошенко между европейским и «американским» выбором Александр Фидель

2014-06-13 14:33 28311

Дипломатическая активность вокруг ситуации в Украине на ряде международных мероприятий в Европе, «удачным» образом совпавших с преддверием официального вступления в должность нового президента Украины Петра Порошенко, давала надежду, что «заинтересованные стороны» заметно приблизились к мирному разрешению конфликта.

Сложилось впечатление, что «игроки» просто устали от перманентной ссоры и начали искать пути выхода из нее. Причем относится это и к США, которые столкнулись с нежеланием европейских союзников расширять санкции против России - Барак Обама на пресс- конференции с Франсуа Олландом открыто признал наличие разногласий по сделке с «мистралями».

И действительно, уже 8 июня в Киеве состоялось заседание трехсторонней группы по реализации мирного плана по установлению мира и спокойствия на Востоке Украины, в котором приняли участие представитель генерального секретаря ОБСЕ ХаидиТальявини и посол РФ на Украине Михаил Зурабов. По итогам Петр Порошенко заявил о готовности прекратить огонь на Востоке "на этой неделе.

Отметим реакцию на первые итоги переговоров со стороны западных стран: «В конфликте на Украине впервые за многие месяцы виден слабый свет в конце тоннеля», - заявил министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.

В то же время озвученный на инаугурации мирный план Петра Порошенко не предполагает никакой федерализации. Намечено расширение прав регионов и амнистия тем, кто «незамедлительно сложит оружие и не имеет на руках крови украинских воинов» (а как определить, кто «не имеет на руках крови» - в боестолкновениях уже приняли участие тысячи человек) плюс коридор для выхода российских наемников. Не «почетная» ли это капитуляция?

Это можно было бы посчитать чисто политической декларацией, обозначением стартовых позиций в начала переговорного процесса, но боевые действия после вступления в должность нового президента не только не затихли, но и приняли новое «качество» -- начиная с воскресенья массированным артиллерийским обстрелам (в том числе с применением систем залпового огня и зажигательных снарядов), начали подвергаться жилые кварталы непосредственно Славянска, включая его центральную часть, город остался без электричества и воды.

Значит ли это, что вся мирная риторика предназначена лишь для отвода глаз. Надеемся (оставив за «скобками» моральные аспекты), что активизация боевых действий в данном случае является элементом сопровождающего переговоры торга, демонстрацией своих «козырей», что в истории (когда боевые действия активизировались именно в тот момент, когда стороны начинали серьезные переговоры о мире) случалось не раз.

Между тем, в среду же вечером состоялось несколько дипломатических «актов», на которые стоит обратить внимание. Прежде всего, телефонный разговор вице-президента США Джо Байдена с Петром Порошенко. По сообщению украинской стороны «В ходе разговора Петр Порошенко проинформировал Джозефа Байдена о работе Трехсторонней контактной группы, которая работает над разработкой этапов мирного плана Президента Украины.

В ответ Вице-президент США выразил готовность продолжать поддержку шагов Украины по обеспечению территориальной целостности и совместных действий по урегулированию ситуации на востоке Украины».

А вот коммюнике Белого Дома по итогам состоявшейся беседы: «Вице-президент высоко отозвался о приверженности президента Порошенко реализации мирного плана, который он представил в своем выступлении на инаугурации 7 июня…Байден подчеркнул, что «деэскалация (напряженности) зависит от признания Россией президента Порошенко в качестве законного лидера Украины, прекращения поддержки сепаратистов на востоке Украины и прекращения поставок оружия и военного снаряжения через границу». В свою очередь Порошенко «подтвердил свое предложение о том, что если сепаратисты разоружатся и освободят здания, которые они сейчас занимают, то украинское правительство готово предоставить им амнистию на Украине»

Как видим, именно американцы сочли нужным детализировать «мирный план» Порошенко, который, как говорилось выше, таковым не является, а лишь заведомо неприемлемым предложением безоговорочной капитуляции, заодно лишний раз «метнув камешек» в сторону России. Публично напомнив Порошенко о деталях его плана и заявив о поддержке именно этого варианта, американцы фактически дают понять нежелательность для них любых уступок, подталкивают нового президента к эскалации конфликта, ведь его (плана) нереалистичность очевидна абсолютно всем.

И в тот же вечер ситуацию на Украине прокомментировала Ангела Меркель: "Мы все хотим, чтобы там прекратилась стрельба. Только после этого новый украинский президент сможет сосредоточиться на проведении необходимых реформ. Нужно сделать все возможное, чтобы оправдались надежды на новое начало ", - сказала Меркель на традиционном приеме для дипломатического корпуса.

За дипломатической витиеватостью месседж бундесканцлерин читается четко – «реформы», а точнее – восстановление и развитие Украины возможны только в условиях мира, и новый президент должен поскорее его достичь, при этом о «плане Порошенко» Меркель ни сказала ни слова.

Таким образом, можно говорить о том, что для Петра Порошенко наступил истины, который в течении нескольких ближайших дней определит ход всего его дальнейшего правления. Конечно, говорить о президенте «незалежной», как о независимом, свободном от внешнего влияния политике не приходится, но именно сейчас момент, когда он имеет определенную степень свободы в принятии решения о том, на какой внешний центр влияния -- СШАили Европу (точнее, «старую Европу» в лице Германии, Франции и др. стран) он будет в большей степени ориентироваться.

И разница получается принципиальная. Естественно, мы не в восторге от пресловутого «европейского выбора» (кстати, об «американском выборе» вслух никто и не говорит), и интересы европейских стран в Украине далеки от альтруизма (а кардинальную смену внешнеполитического курса Петром Порошенко, как ненаучную фантастику, мы не рассматриваем) , нотем не менее, -- следование их нынешним пожеланиям означает, по меньшей мере мир для страны, который, даже «плохой», лучше «хорошей войны», а значит, шанс, на постепенный выход из экономической пропасти, на постепенную стабилизацию отношений с Россией, на восстановление нормального порядка в стране, возврат к буржуазно-демократическим принципам государственной жизни, избавление от экстремистских группировок типа «Правого сектора».

Только реализация такой программы дает Петру Порошенко шанс легитимизировать себя в глазах населения Юго-Востока, не формально, а на деле, стать президентом всей Украины.

А альтернатива, «американская» - это война сугубо в геополитических интересах заокеанской державы. Война, к слову, с совершенно не «гарантированным» исходом, как для нынешнего режима, так и самого украинского государства. Да и при самом «благоприятном» для режима исходе в «остатке» будет тотальное разрушение важнейшего в экономическом плане региона, экономическая разруха, которая затронет всю страну, ненависть половины страны к власти и государству Украина в целом – а значит, тотальный полицейский режим, подавление политические прав и свобод, в общем – «власть на штыках», с которыми, как говорил душитель Парижской Коммуны Тьер, можно делать что угодно, кроме одного – на них нельзя сидеть.

Скорее наоборот, о любой «евроинтеграции» при таком раскладе можно забыть, таких в крови в благочинной Европе дальше «дворницкой» не пускают, а вечно выдавать черное за белое не получится. Да и европейские лидеры вряд ли забудут «американский» выбор Порошенко, а о позиции России и говорить не приходиться. Понятно, что статус вечного «фюрера» для Петра Порошенко при таком раскладе совершенно не гарантирован. Скорее, сделавшего грязную работу «мавра» постараются поскорее заменить на какую-нибудь менее одиозную, «свежую» фигуру.

Хочется думать, что все эти «расклады» Петр Порошенко отлично понимает и тогда вопрос только в том, есть ли у него политическая воля, дабы противостоять давлению США, а звонок Байдена – это явная попытка нажима, на фоне трехсторонних (без США) переговоров. Это станет для первым и самым главным экзаменом, «результат» которого мы узнаем в ближайшие дни.

Еще блоги