Наверно, так можно охарактеризовать ситуацию в воющей с собственным народом (по крайней мере, со значительной его частью) Украине, где разразился парламентско-правительственный кризис после распада коалиции и отставки премьера Арсения Яценюка.
Ключевой вывод из случившего достаточно прост – «элиты», ведущие политические силы, причем практически неразличимые с точки зрения исповедуемой идеологии и проводимого политико-экономического курса даже в столь критический момент не смогли найти согласия, договорится о совместных действиях по «спасению страны», предпочтя начать подковерную борьбу до полного уничтожения одной из сторон (а может и всех, учитывая положение, в котором находится Украина).
Причем, инициатором «обострения» явно выступает президент, ведь проведение досрочных выборов его «идея-фикс», а одним из формальных инициаторов распада парламентской коалиции стала наиболее близкая к нему фракция «УДАР». Впрочем, и понять Петра Алексеевича можно – у него есть все основания опасаться, что превалирующие ныне в исполнительной власти представители «Батькивщины» не будут работать на успех «общего дела», а наоборот – понимая, что главным виновником любого провала в глазах общественного мнения станет действующий президент (и наоборот – крупный успех позиции президента сильно укрепит), будут всячески такому развитию событий (провалу) «способствовать».
И на данном этапе, похоже, задача вытеснения «тимошенковцев» из власти близка к решению – Яценюк подал в отставку (хотя мог и должен был выполнять обязанности премьера до формирования нового кабинета), по поступающей информации и.о. премьера станет близкий к Порошенко экс-мэр Винницы Владимир Гройсман и очевидно, что следует ожидать и других кадровых перестановок, поскольку представители «Батькивщины» и сами не будут «цепляться за кресла», дабы в период избирательной кампании находится в удобном положении «чистой оппозиции», нещадно критикующей власть.
И тут возникает вопрос, о позиции, которую в сложившейся ситуации займет известная «третья сила» в лице днепропетровского губернатора Игоря Коломойского. Ведь многие считали, что в интригах против действующего президента он использует в качестве политического «знамени» свою старую знакомую по Днепропетровску Юлию Тимошенко. Однако, обращает на себя внимание, что помимо УДАРа, инициатором распада коалиции стала фракция партии «Свобода», финансовая поддержка которой днепропетровским олигархом ни для кого ни является секретом.
Еще более показательно, что уже через несколько часов после заявления Яценюка об отставке на принадлежащем Коломойскому ресурсе УНИАН появился объёмный материал под показательным названием «Демарш Яценюка: куля в лоб-2», где уже экс-премьер и спикер Турчинов обвиняются во многих грехах, включая «подножку Порошенко».
Что же, недавние «недоразумения», находившие отображения в медийных выпадах против президента людей из команды Коломойского остались в прошлом и два олигарха заключили альянс. Похоже на то, но нужно вспомнить особенности делового «стиля» Игоря Коломойского, давно известного как главный рейдер Украины. Ведшиеся им корпоративные «войны» чаще всего приводили к заключению мира, по которым бывшие противники становятся партнерами, иначе говоря – пускают Коломойского в свой бизнес на тех или иных условиях.
«И люди, с которыми он конфликтовал, по итогу становятся партнерами Коломойского…. Их масса. На Южном ГОКе был конфликт с Вадимом Новинским, или на Никопольском ферросплавном – с Виктором Пинчуком. Теперь они – партнеры Коломойского. Александр Ярославский в начале нулевых воевал с Коломойским за Северный ГОК и ДМК имени Дзержинского. Это не помешало ему участвовать вместе с Коломойским в атаке на «Укртатнафту», - рассказывал Геннадий Корбан, ныне заместитель Коломойского в Днепропетровской ОГА.
И в нынешней ситуации легко увидеть проявления фирменного стиля Игоря Коломойского. Отразив намечающуюся атаку на свои позиции со стороны новоизбранного президента (один пост в Фейсбуке другого заместителя Коломойского, Бориса Филатова, что бойцы батальонов «Днепр» и «Донбасс» обещают уйти в партизаны в случае отставки команды Коломойского в Днепропетровской ОГА) он, судя по всему, смог с президентом неким образом определить баланс интересов.
Правда, но в политике есть свои закономерности, отличные от бизнеса, где недавние противники могут стать компаньонами и в дальнейшем вести совместный бизнес десятилетиями. В политике вечных союзов не бывает и ослабление или наоборот, усиление одного из партнеров неизбежно приводит, как минимум, к пересмотру условий альянса.
Если, скажем, АТО увенчается успехом, это значительно усилит позиции президента и вряд ли он станет терпеть полунезависимое «княжество» в ключевых в экономическом плане регионах, тем более, выполнять некие обязательства, ныне взятые им перед Коломойским. «Кидалово»полностью в традициях украинского бизнеса и политики и кому, как не ИгорюКоломойскому этого не знать. С другой же стороны, неудача АТО делает политическое будущее Петра Порошенко весьма и весьма проблематичным.
И при этом развитии событий может встать вопрос о «спасителе отечества». И, скажите, кто ныне из украинских политиков (а губернатор – это уже политик по определению) имеет харизму, имидж сильной личности, человека дела, «на раз, два» усмирившего сепаратистов на подведомственной территории? А «пятый пункт» Игоря Валерьевича, который традиционно принято считать препятствием к занятию высших государственных должностей, может стать отличным поводом для патриотической общественности почувствовать себя «настоящими европейцами».
Приведем цитату из недавнего интервью Корбана: «У нас не было цели идти на Киев. Мы уроженцы Днепропетровска. Мы прежде всего хотели бы обеспечить мирное небо для собственных граждан, которые живут здесь. За всю страну ответственность, может быть, мы и взяли бы. Но нас не просили»
Так, может, Игорь Коломойский лукавит, когда говорил, что «ни в премьеры, ни в президенты не стремиться». Случайно ли в его интервью (к слову, первом, данном телевидению, если мне не изменяет память) прозвучали фразы, что он «циник снаружи (это броня) и романтик внутри», и о том, что «всегда своей Родиной считал Украину, именно Украину, а не СССР, всегда переезжая границу с Россией, чувствовал – «вот я дома»…тут аккуратные заборы, там разруха».
И объявленная открытая война непопулярным олигархам может уже больше политика, чем бизнес, тем более, что по словам Коломойского, на их бизнес он лично совершенно не претендует. К слову, говоря о Левочкине, он заметил, что власть для этого человека куда важнее, чем деньги. Но и о нем его студенческий приятель Кирилл Данилов, ныне руководящий телекомпанией «Приват ТВ Днепр», некоторое время назад говорил: «Сегодня для него драйв – это уж никак не зарабатывание денег, – Ему интересны красивые комбинации, решение каких-то проблем».
Похоже, Игорь Валерьевич и решил в поискахнового драйва выйти из тени (хотя уже фактически из неё вышел), вступить на политическую стезю (впрочем, «зарабатывание денег» это совсем не отменяет, скорей – наоборот) и в этом случае никакие «лоббисты» его интересов из числа публичных политиков (типа Тимошенко)ему уже нужны.
С Порошенко же у него временный альянс (причем его временность оба отлично понимают), точнее – видимость альянса, игра на то, кто кого удачнее «кинет».