«Украина едина» -- убеждают граждан аватарки на экранах большинства украинских телеканалов, билборды, заявления чиновников и прочих «диячив».
И действительно, может сложится впечатление, что прежний раздел Украины на «оранжевую» и «синюю» части сошел на нет, что и в большинстве юго-восточных регионов большинство населения негативно относится к сепаратистам, если уже и не сильно одобряет методы АТО, но, по крайней мере, считает бойцов украинских сил «нашими», хочет в «Европу», ненавидит Путина и значительной мере негативно относится и к России.
Получается, оказались правы те «патриоты», которые на протяжении всех предыдущих лет независимости категорически возражали и всячески противодействовали любым попыткам федерализации, расширения прав регионов в гуманитарной сфере, раскручивали волну русофобии и считали, что им по силам «перевоспитать» жителей юго-восточных регионов, «научить их быть украинцами» («правильными», по их понятиям). Что последнее удалось буквально за несколько месяцев после Евромайдана и последовавшей радикализации возникшего конфликта.
Думаю, их радость явно преждевременна. Прежде всего, линия раскола не исчезла, она, в лучшем случае, переместилась на восток, пролегла по границам Луганской и Донецкой областей, став зато куда более осязаемой и конкретной. Чем бы ни закончилась «АТО» (а тут еще «бабушка надвое сказала»), её итогом стало категорическое неприятие украинского государства со стороны подавляющего большинства населения Донбасса, что признает и большинство самих участников АТО, независимых аналитиков, включая тех, кто выступает за единую Украину.
Очень трудно забыть и простить бомбежки собственных домов, гибель близких и просто знакомых, тяготы и лишения связанные с ведением военных действий, особенно тем методами, которые практикуют украинские силовики. Да и психологически сложно смирится с тем и теми, кто твою волю и чаяния, выраженные вполне демократическим образом (через референдум) подавили грубой военной силой.
И ведь такая радикализация также возникла исключительно в последние несколько месяцев. До этого в Донбассе (и даже, пусть и в меньшей мере, в Крыму) сепаратистские настроения не имели широкого распространения, занимали сугубо маргинальную нишу, большинство воспринимало себя гражданами и патриотами Украины, требуя лишь большего учета их прав и чаяний в государственной политике.
Главное же, «ментальная» украинизация остальных регионов носит пока весьма условный характер. Тот разлом, который был главной проблемой независимой Украины, который, безусловно и привел к нынешней гражданской войне имеет слишком много составляющих – язык, история, культурные отличия, внешнеполитические приоритеты, уровень экономического развития и структура экономики, чтобы быть преодоленным в течении нескольких месяцев.
Свидетельством тому и результаты всех выборах на протяжении последних десяти лет (не считая, конечно, майского фарса). Ведь что характерно, хотя все социологи дружно указывали на то, что социально-экономические вопросы волнуют «пересичных» украинцев, независимо от места их обитания, куда больше, чем «гуманитарные» (и нет никаких оснований считать, что данные социсследований в этом плане были некорректны), но всегда получалась, что при весьма критическом отношении к всему украинскому политикуму, на Юго-Востоке поверивших, к примеру, в «полный возврат вкладов за два года» оказалось неизмеримо меньше, чем на Западе и в Центре.
И сейчас этот «антиоранжевый» Юго-Восток просто ушел в подполье, и в фигуральном и в буквальном смысле – свернули или сократили до минимума свою деятельность партии и движения, изначально не поддерживавшие Евромайдан, стараются избегать «антипатриотических» (в понимании нынешней власти и радикальных националистов) публикаций местные СМИ, да и просто в частных беседах, особенно в «смешанной» с точки зрения взглядов на происходящее аудитории.
Но «мыслишки»-то у значительной части граждан, причем именно политически активных, никуда не девались, наоборот, как и в Донбассе, стали куда более радикальными по отношению и к нынешней власти и к «украинскому проекту», возможности превращения его в «удобоваримое» государство, уютный и благополучный дом для всех его граждан.
Ну а «электоральное болото», аполитичные люди, обычно куда более склонные менять свои взгляды под влиянием внешних факторов, которое, под воздействием массированной пропаганды действительно качнулось в сторону радикального национализма, точно также и в столь же короткие сроки может совершить «обратное движение», когда суровые реалии начнут оказывать отрезвляющее воздействие, как бывало в истории не один раз. И это время явно не за горами, точнее – уже наступает, о чем свидетельствуют усиливающиеся антивоенные выступления. А скоро скажет свое слово Её Величество Экономика…
Так что сегодняшние сомнительные успехи «единоукраинцев», сторонников подстриженной под одну гребенку Украины, наверняка окажутся пирровыми. Тем же, кто всерьез хочет сохранить единое государство уже сейчас нужно искать пути подлинного национального примирения, государственного устройства, обеспечивающего реально равные права всем гражданам и учитывающего своеобразие входящих в него регионов. Ведь ни одного примера успешного решения проблемы территориальной целостности и единства страны путем тотальной «унификации» лично я не знаю, да и из уст самых ярых «украинизаторов» не слышал. А вот обратных, с прямо противоположным результатом – сколько угодно.