Европа оказалась для Кремля более “легкой целью”, чем Украина. И именно Европу стремится в конечном итоге расколоть Путин, в чем его пропаганда во много преуспела.
Такое мнение высказал историк, профессор Йельского университета Тимоти Снайдер, принимающий участие в международной конференции “Украина, Россия и ЕС. Европа спустя год после аннексии Крыма”. На конференции, проходящей в Берлине 2-3 марта. «Европа оказалось более легкой целью, чем Украина», - констатировал Тимоти Снайдер.
Историк считает, что за год, что минул с Майдана, для России «дела в Украине пошли куда хуже, чем предполагалось; планы были куда более амбициозными». Однако тактика пропаганды, изначально рассчитанная на население собственно РФ, но направленная против Европы, сработала намного лучше, чем ожидалось. «То, что было тактикой, стало стратегией. То, что вначале было направлено против Украины, стало пропагандистской кампанией в Европе, направленной против Европы», а Украина тут – лишь средство на пути к цели, - считает Снайдер.
Цель российской пропаганды, как он ее видит, – лишить человека возможности думать, “сознательно внести путаницы в умы”. Тактика Кремля, его пропаганды, “в которую в последний год оказались так сильно вовлеченными немецкие СМИ и общество”, состоит именно в игре на противоречиях. В качестве примеров Тимоти Снайдер привел такие клише, которые циркулируют в одно и то же время: “нет никакого украинского государства”, но “украинское государство – деспотично и репрессивно»; «нет украинской нации», но «все украинцы – националисты»; «нет украинского языка», но «русских в Украине заставляют говорить на нем». У историка вызывает тревогу то, как мало людей это замечают. «Пропаганда глубоко проникла в головы людей Запада. Тут Кремль безусловно выигрывает… “Европа потеряла год, обсуждая больше российскую пропаганду, чем ситуацию в Украине”, - говорит он, признавая, что простые граждане, институции находятся в состоянии стресса, а в таком состоянии трудно думать.
Главной конечной целью российской пропаганды, по мнению американского историка, является разбить евроатлантическое партнерство, связи внутри ЕС, “все привести к коллапсу, Европу привести к коллапсу”. Стратегия России состоит в том, чтобы развалить Европу в том виде, в каком она существует. Для этого в ход идут такие “стандартные средства” как банальное “выдумывание”. А также такие методы как поддержка “лояльных” стран внутри ЕС, поддержка сеператистских настроений в странах ЕС, поддержка правых популистов в некоторых странах-членах, в крайних случаях и поддержка фашизма, неонацизма в странах Евросоюза. “Обвиняя киевские власти в том, что они – поддерживаемые Западом фашисты, хунта, Кремль одновременно поддерживает крайние правые силы в европейских странах”. Имеет место и политический маркетинг: одним людям говорят, что украинцы – антисемиты, другим – что Украина – часть международной европейской конспирологии, в зависимости от коньюнктуры.
“Развалить Европу” может и то, что Путин занимается “реабилитацией” пакта Молотова-Риббентропа, чему профессор Снайдер посвятил часть своего выступения. Российский президент, который сделал заявления по этому поводу в ноябре прошлого года, сделал это как раз в тот момент, когда налаживает контакты с крайне правыми, а также с крайне левыми в Европе, обращает внимание историк. “Эта та же стратегия, которую использовал и Сталин – натравить европейцев против самих же себя. Та же самя линия мышления”.
Настораживающим в попытках “реабилитировать” 1939 год, реабилитировать историю СССР и Второй Мировой Войны является и переход России “от идеи оборонительной войны к войне наступательной”. “Что значит быть профашистским антифашистом или антифашистским фашистом?”, - задается вопросом профессор Снайдер. В России, - поясняет он, - к несчастью, происходит превращение мифа о войне из оборонительной войны в наступательную войну. В мае этого года будет празднование 70-летия Победы в, без сомнения, оборонительной войне 1941-1945 гг, но не как в былые годы, а уже “как оправдение наступательной войны в Украине”, - полагает Снайдер.
Путин, по его убеждению, стремится разрушить существующий порядок, создать “серую зону” и посмотреть, как это повлияет на весь международный порядок. “На Запад экспортирует огромное-огромное число противоречий”. Россия скатывается “вправо”, при этом убеждая весь мир, что это именно он становится более “правым”.
Что же касется Украины, то “борьба будет долгой, более длительной, чем Великая отечественная война, которая длилась 4 года”, - думает Тимоти Снайдер. Он даже допускает, что “украинский кризис может пережить путинский режим”.
Ольга Танасийчук, БЕРЛИН.