Шелковое предложение Игорь Шевырев

2015-04-22 11:12 19061

Украина в орбите интересов Китая. Страна официально получила предложение присоединиться к возрождению Великого Шелкового пути. Проект «101 пояс и один путь», предложенный Киеву, из разряда тех самых предложений, от которых будет сложно отказаться.

«Украина – важная страна в центре Европы,  являющаяся коридором между Западом и Востоком.У нее есть значительные мощности промышленного и сельскохозяйственного производства, а также ценный научно-промышленный потенциал», - отмечает Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в Украине Чжан Сиюнь. Несколько дней назад он вручил украинскому правительству документ о разработке и введении в действие проекта «101 пояс и один путь», который включает совместное обсуждение, строительство и развитие торговых и инфраструктурных путей. Кроме того, официальный Пекин также сформулировал основную суть стыковки стратегий стран в проекте «101 пояс и один путь», а также конкретные проекты сотрудничества в политической сфере, инфраструктуре и финансовых потоках». Таким образом, Украина, наконец, официально оказалась вовлеченной в процесс создания единой системы инфраструктурных и торговых путей в Евразии, наиболее масштабной в мире и с огромными перспективами развития. 

 

Новый Шелковый путь. Над возрождением Великого Шелкового пути китайцы работают достаточно давно. Например, еще Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с момента своего создания в 2002 году задекларировала в качестве основополагающей цели строительство межконтинентального транспортного моста, который соединил бы между собой страны азиатского Востока и европейского Запада. 

С октября 2013 года в развитии этой стратегии произошли серьезные импульсы. Во время визита в Казахстан председатель КНР Си Цзиньпинвыдвинул концепцию создания «экономических полос» вдоль Шелкового пути. А затем, в последующий визит в Индонезию, председатель Си призвал строить «морской Шелковый путь XXI века». Собственно говоря, с тех пор и появилась концепция Экономического пояса Шелкового пути (ЭП ШП). В чем ее специфика. 

Во-первых, ЭП ШП – сугубо китайский проект, предполагает прямое сотрудничество с Пекином, без посредников. Что идет целиком в духе традиций китайской внешней политики. Как известно, для Пекина основным приоритетом пользуется выстраивание с государствами отношений на двусторонней основе. В то время как многосторонний формат, сотрудничество в рамках международных организаций, отодвинуты на второй план. В этой связи, с учетом изменившихся реалий,  ШОС можно даже считать фактически «пророссийской организацией». Понятно, что для Китая теперь на первом плане стоит развитие собственного «шелкового проекта».  

Во-вторых, ЭП ШП не является конкурентом ни для одной из существующих региональных организаций. В частности, ни для ШОС, ни Евразийскому союзу (ЕАС) или форуму Юго-Восточной Азии «АСЕАН – Китай» (10+1). Тем более, что ЭП – это даже и не субъект, а всего лишь эффективная региональная площадка сотрудничества, которая опять же станет дополнительным подспорьем хоть для ШОС, хоть для ЕАС. ЭП ШП – лишь концептуальный взглядна сотрудничество Китая с сопредельными регионами. 

В-третьих, в основе ЭП ШП находится исключительно экономика.  В отличие, например, от ШОС, где основной акцент сделан на политическом влиянии. 

В-четвертых, ЭП ШП – новое направление китайской экономической экспансии. Как известно,предыдущие 30 лет «реформ и открытости», начатых Дэн Сяопином, Китай, в основном, продвигался на Восток, к Азиатско-Тихоокеанскому региону, где в приморских районах страны закладывались основы китайского экономического чуда. Однако, сейчас Китай, заметно нарастив международное влияние, уже устремил свои взоры на свой (китайский) «дикий Запад». Прежде всего, в страны Средней Азии, в Россию. Кроме того, в другие сопредельные регионы: в Южную Азию (Афганистан и Пакистан), Юго-Восточную Азию (АСЕАН), а также Восточную Европу (Украина, Беларусь, Молдова). 

В-пятых, ЭП ШП – это взаимовыгодный проект, обусловленный сложившейся международной конъюнктурой. Для Украины он открывает не только широкие возможности для китайских инвестиций, но и возможности инфраструктурного, институционального развития, а также укрепляет влияние в евразийском регионе. Для Китая интерес в экспорте инвестиций продиктован складывающейся международной конъюнктурой. С одной стороны, девальвация юаня, а с другой стороны, ревальвация доллара, вероятная перспектива отмены политики смягчения ФРС – при таких раскладах становится гораздо выгоднее экспортировать, вывозить капитал. В противном случае, скопление в национальной экономике избыточной ликвидности сопряжено с кризисными рисками для внутреннего рынка. 

Китай свою «шелковую поступь» в окружающий мир уже сделал. Первым получателем финансовой помощи из Фонда Шелкового пути стал Пакистан,по результатам недавно завершившегося визита председателя Си Цзиньпина. Цена вопроса - $46 млрд. как плата за прямой коридор к Ормузскому проливу (минуя рисковый обходной маршрут через Малаккский пролив). 

Украина, со своей стороны, тоже могла б претендовать на солидные китайские инвестиции. Основная привлекательность нашей страны не только в уникальном транзитном статусе, влиятельной региональной державы Восточной Европы на стыке Балтийского, Черноморского и Каспийского регионов. Прежде всего, это привлекательность европейского рынка. Учитывая факт европейской ассоциации Украины с хорошими перспективами дальнейшей евроинтеграции. Китайский посол Чжан Сиюнь в качестве основных приоритетов сотрудничества с Украиной отмечает сельское хозяйство, инфраструктурные проекты, а также научно-промышленный потенциал. 

 

Пять базовых условий. Во-первых, укрепление политического согласия и диалога, поиск общих позиций при существующих расхождениях, регулярный обмен мнениями по стратегии и политике экономического развития. Традиционно Китай не вмешивается во внутренние дела государств, но для него огромное значение имеет, есть ли в стране мир и политическая стабильность, а также соблюдаются ли здесь гарантии инвестиций, созданы ли четкие, понятные и прозрачные правила на рынке.  

Во-вторых, строительство единой транспортной сети. «Чтоб стать богатыми – нужно сначала построить дороги», – гласит давняя китайская народная пословица. Речь в данном случае, прежде всего, о железнодорожном коридоре «Чунцин – Синьцзян – Европа», а также об автостраде «Западный Китай – Западная Европа». 

В-третьих, укрепление торговых связей. Что в свою очередь, предполагает создание зон свободной торговли, а также отдельных «пилотных зон развития и открытости», включая стратегические контрольно-пропускные пункты и порты. 

В-четвертых, укрепление валютного сотрудничества. Что приобретает особую актуальность в условиях нынешних валютных войн в мире, нестабильности доллара и евро, а также кризиса международной финансовой системы в целом.  

В-пятых, развитие гуманитарных связей, культурного обмена. 

В конце концов, Новый Шелковый путь создается именно для удобства людей, свободы их перемещения, торговли, занятия бизнесом, а также диалога и взаимообмена разных культур и цивилизаций.

Еще блоги