Зачем Лукашенко поехал в Грузию Игорь Шевырев

2015-04-24 13:51 24909

23 апреля белорусский президент Лукашенко начал трехдневный официальный визит в Грузию, где сразу же отметился громким заявлением, назвав Абхазию «территорией Грузии». На первый взгляд, звучит эффектно, но разберемся, что произошло и зачем Лукашенко поехал в Грузию.

Прежде всего, необходимо исходить из того, чтоБеларусь в настоящее время является наиболее близким союзником России. Несмотря на перманентные «ссоры», споры и раздоры. Пройдемся по фактам: а) с 1 января текущего года Минск и Москва работают в рамках Евразийского союза(ЕАС); б) в составе ОДКБ регулярно проводят совместные военные учения ОДКБ; в) по-прежнему строят «Союзное государство» (кстати, тот формат, которого у Москвы нет ни с одним другим евразийским союзником (Арменией и Казахстаном)и, наконец, г) эффективно взаимодействуют по «азиатским блокам» (ШОС и СВМДА). Скажем больше: белорусская экономика является продолжением экономики РФ. Причем зависимость в данном случае односторонняя. Именно Беларусь зависит от России, а не наоборот. Россия получает наибольшие выгоды от евразийских интеграционных проектов. Вот такой союзник, сателлит России сегодня приехал в Грузию. 

По сути, Беларусь для России является альтернативным «мостом» в Европу, значимость которого сейчас особенно возрастает на фоне вооруженного конфликта с Украиной.  Беларусь также является посредником для России и в отношениях с Грузией. Не только на межгосударственном уровне (как известно, между Москвой и Тбилиси до сих пор нет дипломатических отношений), но и в сфере гуманитарных связей (учитывая, фактор визового режима, односторонне сохраненного РФ, который грузины научились обходить «окольными тропами» через Беларусь). 

Так что, нынешний визит Лукашенко – это не только развитие белорусско-грузинских отношений, но и попытка Москвы наладить коммуникацию с Тбилиси. Кстати, та самая попытка, которая вполне могла б реализовываться через  Украину, но наши белорусские конкуренты, как видим, пытаются перетянуть ее на свою сторону. Итого: есть мнение изобразить Беларусь и Россию в качестве конкурентов (особенно, на фоне перманентных коммерческих споров). Однако, на практике еще вопрос, кто кому бОльший конкурент: Россия и Беларусь, или же Беларусь по отношению к Украине (за транзит, связи с Европой, посредничество с Россией и т.д.). Не так давно Беларусь пыталась играть посредником между Россией и Украиной, сейчас пришла на Южный Кавказ и пытается «утрясти» грузино-российские отношения. 

Так что, «бацька» в Тбилиси приехал с миротворческой миссией. И собственно говоря, ряд «примирительных месседжей» во время визита уже прозвучало. 

Во-первых, готовность развивать белорусско-грузинское сотрудничество. Как бы это не показалось странным, но вплоть до последнего времени Минск и Тбилиси практически не имели друг с другом отношений. В политической сфере – только сейчас за годы независимости белорусский президент осуществляет визит в Грузию. Скажем больше: впервые в своей жизни Александр Григорьевич приехал в Грузию. В экономической сфере – двусторонний белорусско-грузинский товарооборот ничтожно мал, всего лишь $200 млн. «Минск и Тбилиси в политике не имеют никаких противоречий», - тем не менее, полон надежд Лукашенко. «Наши страны имеют хорошее прошлое, на котором можно будет строить еще лучшее будущее», - вторит «бацьке» Маргвелашвили. В Тбилиси теперь ожидают от Минска «новый импульс» во взаимоотношениях. 

Во-вторых, Лукашенко замолвил слово и за Россию. «Непонимание Москвы и Тбилиси на политическом уровне преодолимо», - уверен белорусский президент. Другое дело, как быть с преодолением нарушения грузинской территориальной целостности в Абхазии и Южной Осетии. Однако, на сей счет прозвучал еще один месседж.  

В-третьих, Лукашенко назвал Абхазию «территорией Грузии». Эффектно, красиво. Правда, на практике это заявление звучит, скорее, конфликтно, нежели примирительно. И практически ничего не стоит, ни к чему не обязывает для Лукашенко. Но новых вопросов создает много. Например, вряд ли понравится такое заявление Лукашенко официальному Сухуми. А что на этот счет скажет Россия? Или другими словами, получается, Москва и Минск обсуждают судьбу Абхазии за спиной Сухуми? Как минимум, это некрасиво с их стороныпо отношению к своему надежному евразийскому союзнику. Но самое главное – вряд ли подобные месседжи возымеют влияние на Запад. Тем более, сейчас в международной повестке вообще-то более актуален статус Крыма. Лукашенко по этому вопросу очень осторожен и тактически предпочитает никак не высказываться. Разве что, сохраняется официальная позиция Беларуси, выраженная голосованием «против» за резолюцию Совбеза ООН в поддержку «Территориальной целостности Украины» от 26 марта 2014 года. Интересно, изменилась ли с тех пор политическая позиция Лукашенко? И готов ли он сейчас публично назвать Крым территорией Украины? 

В-четвертых, при всем задекларированном желании развивать двустороннее сотрудничество нужно также учитывать разнонаправленность стратегий, которые взяли на вооружение Минск и Тбилиси. С одной стороны, Грузия является полноправным субъектомассоциации с ЕС и имеет хорошие дальнейшие евроатлантические перспективы, смотрит в своем развитии на Запад. С другой стороны, Беларусь является полноправной участницей Евразийского союза и смотрит преимущественно, на Восток, на фоне еле заметного дрейфа в отношениях с Западом. Разве что, сейчас Лукашенко и  Маргвелашвили на своей совместной встрече пообещали найти такие «варианты сотрудничества, чтоб не было претензий ни в ЕАС, ни в ЕС». Однако, как это будет реализовываться на практике? Ведь, для того, чтобы к Беларуси не было претензий со стороны ЕС, придется проводить структурные реформы. В то время как если Беларусь начнет открывать свои рынки, то к ней вполне возможно участятся требования со стороны ЕАС. Тем более, что уже сейчас у Минска есть размолвки со своими евразийскими союзниками. Особенно, с Россией, а также с Арменией. Так, для визита в Тбилиси Лукашенко нашел в президентском графике целых три дня. В то время как не нашлось и одного дня для поездки в Ереван, даже в памятную дату 100-летия геноцида армян.  

В-пятых, обращает на себя внимание еще один нюанс: при практически полном задекларированном единодушии никто в Тбилиси не произнес и слова упрека в адрес Лукашенко ни за дефицит демократии, ни за нарушения прав человека. Что само по себе побуждает сделать вывод о сути нынешних правящих режимов как в Беларуси, так и в Грузии, для которых демократия не представляет серьезной ценности. А значит, внутренне слабы и дают основания для сдержанных оценок касательно своих перспектив. 

 

…В целом, нынешняя внешняя активность Лукашенко продиктована, преимущественно,  внутриполитическими мотивами, стремлением укрепить собственную власть, нащупать новые точки устойчивости на фоне динамично меняющейся ситуации. Показательно, что у Лукашенко изначально был выбор: или продолжать нынешнюю (уже проторенную) евразийскую стратегию, подстраховав по слабым местам Россию, но «бацька» выбрал иной путь и предпочел раскачивать лодку. Кстати, тактика, выгодная европейской Украине, чтоб, с одной стороны, воспользоваться разбратом на евразийских рубежах и с другой стороны, укрепить собственное региональное лидерство. 

Безусловно, важный позитивный шаг – визит Лукашенко в Грузию. Однако, гораздо широкий диапазон возможностей, если в «кавказскую игру»полноценно вступит Украина. И президент Порошенко тоже, наконец, поедет в Грузию…

Еще блоги