Беженцы: не свои среди чужих Ольга Танасийчук, специально для "Известий в Украине"

2015-05-17 13:00 35538

Недавно катера береговой охраны и корабли ВМС Италии спасли в Сицилийском проливе 1300 беженцев, среди которых много женщин и детей. Британские корабли подняли на борт еще 617 спасенных и доставили их в Италию. Пару недель назад в Средиземном море спасли около 5,8 тыс мигрантов, ко торые плыли на лодках из Африки .. . Нескончаем список сводок с “Моря смерти”. Последние, впрочем, хотя бы о тносительно оптимист ичные , если сравнивать с гибелью более 1200 несчастных в середине апреля.

Сердобольные европейцы  бодро  отчитываются о том, сколько и какие суда у частвуют в спасательных операция х.  Сейчас э то  корабли ВМС Ита лии,   к берегам которой и устремляются искатели лучшей жизни,  ВМС  Франции.  К компании в начале  мая подключились и немецкие военные.  При этом руководство Бундесвера подчеркивает, что пребывание  его кораблей в Средиземном море не связано с миссиями Европейского агентства пограничной охраны Frontex, а б орьба с контрабандой люде й и вовсе не входит в задачи  военного ведомства . Выходит, что это чистой воды благотворительная акция… ​

Впрочем, упрекать Германию в б ездействии вряд ли кто-то станет . Эта страна  второй год подряд  является  мировым  лидером  по приему беженцев.  В прошлом году тут  было подано 202 834 прошения на предос тавление политического убежища, а   в этом, по прогнозам,  численность  таковых может достичь 300 тыс . Большинство претендентов на политическое убежище - выходцы из Сирии и Афганистана.   Их заявления, а также от прибывших из Ирака, рассматриваются в приоритетном порядке – в течение 3 месяцев,   хотя  из-за сильно возросшего числа беженцев  процесс нередко затягивается  и до  года.  Процент тех, кому ответят положительно, велик.

Много   среди ищущих убежища в ФРГ  косоваров, сербов  ( в о время гражданских войн на Балканах в Германии  и вовсе  оказалось 350-400 тыс  беженцев  из региона ). Сегодня  и х документы тоже рассмаривают быстро.  Однако, им вряд ли удастся остаться в Германии -  тут  считают, что  балканские государства  являются  на данный момент  "безопасными странами происхождения", и у их жителей нет  веских  причин для получения политического убежища.

Украинцев в Германии не ждут

По схожей причине  не ждут в Германии и украинцев, число которых,  желающих  получить приют ,  резко возросло с  лета прошлого года. Впрочем, их  количество  ни идет ни в какое сравнение с  беженцами из д ругих стран. В  2014 году было подано всего 2657 за явлений. Цифра небольшая, но  тут важна динамика – это в целых 20 раз превосходит показатель 2013 года. Сейчас ежемесячно в соответствующие органы поступает  более  300 новых ходатайств.

Ш ансы этих людей на то, что гостеприимная Германия примет их,  крайне малы .  В целом и ммиграционные власти  за минувший период  удовлетворили лишь каждое девятое ходатайство от  граждан Украины . В каждом четвертом случае проше ние об убежище было отклонено. Д ве трети  их  попали в категорию "особый порядок решения" , то есть были переправлены на решение другого европейского государства, того, где ранее украинцы пытались получить  политубежище . В цифрах картина выглядит так: из 2657 прошлогодних заявлений решение было принято по 345, их которых лишь 19 – положительное.

Почему же к представителям арабских государств относятся с большим пониманием, чем к украинцам?  «На сегодняшний день беженцам из Донецкой и Луганской областей убежище в Германии не предоставляется, поскольку существуют альтернативные возможности переезда в мирные регионы Украины», –  отвечеют  в Федеральном ведомст ве по делам миграции и беженцев.  “ Изучая ходатайства, мы всегда задаем вопрос - есть ли возможность для беженцев найти пр истанище внутри самой страны? В  Украине сейчас такая возможность есть ”, -  поясняет глава ведомства  Манфред Шмидт.  Он убежден, что Украину нельзя сравнивать с Сирией, где “ под угрозой оказалось  все государственное устройство, и с итуация, близкая к гражданской войне, распространилась практически на всю территорию ”.

Д ействительно подавляющее число украинцев, которые вынуждены были покинуть дом, явл яются внутренними переселенцами   или еду т в соседние Россию, Беларусь.  По данным  управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, по состоянию на  середину  апреля ,   число лиц, уехавших с территории АТО в другие регионы Украины, превысило 1 ,228 млн человек ;   более  800 тыс   украинцев  подал и  запрос ы  на получение убежища, разрешения на проживание или другого легального статуса в соседних странах . Ч исло украинских соискателей статуса беженца в  странах ЕС  в  минувшем  году  составило  лишь  около 11 тыс человек.  Больше всего их влечет  Гер м ания, Франция, Швеция и Италия.

​ Долгая дорога к цели

За последнее десятилетие в Средиземном море при  попытке добраться до Европы  погибли п очти 25  тыс  человек.  Столько же смогли достичь желанного берега  в течение   минувшего года .  Но для многих из  них “рай” так и не наступит. Никогда.  В большинстве странах ЕС беженцам годами приходится ждать решения властей о предоставлении им официа льного статуса.  Так, во Франции  процесс  может  занять до 18 месяцев, в Великобритании – порядка 20, в   Нидерландах – и вовсе  несколько лет.  В Германии – около 15 месяцев. Исключения, как уже говорилось, причем везде, составляют беженцы из Сирии.

Т е, кто все же решит  испытать судьбу, должны быть готовы к тому, что их ждет на чужбине.  Расскажем вкратце на примере Германии.  Для  них первый этап - подача  документов , после чего соискателя отправляют в сборный лагерь - "пункт первичного приема".  Чаще всего это  огороженная з абором территория  с многомесными   бараки (по нормативу – 6,5 “личного пространства” на человека),  бесплатной столовой, врачебным пункт и полицейским  участ к ом . Могут обеспечить одеждой.

Важной процедурой является снятие отпе ч атков пальцев. По ним  в Федеральном ведомстве по уголовным делам проверяют,  в том числе , не  пытался ли  уже этот человек  получить убежище в другой стране.  Если да, то отказ будет 100-процентным.  Так что не стоит даже пытаться скрыть такой факт.

После 3-месячного “карантина”  беженцев распределяют по округам той или иной федеральной земли.  Тут действует система квот в соответствии с  "Кенигштайнским ключом" - методом, учитывающим налоговые поступления и численность населения во всех 16 землях Германии .  Так к примеру , в Северный Рейн - Вестфалии  оседает  21 %  всех прибывших, а в  земле  Бранденбург , что вблизи столицы Берлина  -  лишь  3 % .

Надо понимать, что даже если власти приняли положительное решение, оно вовсе не означает того, что  человек  может оставаться в понравившейся ему стране вечно. Он  получает разрешение на пребывание на три года и право на обычные социальные выплаты. По истечении этого срока статус беженца перепроверяют. В особых случаях - если мигранту на родине грозят пытки, смертная казнь или там идет гражданская война -  он  имеет право остаться  еще  на год,  после чего  его статус  вновь  перепроверяют. Если   заявление отклонено, соискатель должен быть депортирован из страны.   В прочем, тут есть небольшие лазейки, позволяющие “зацепиться” .

С начала этого года “одобренным” мигрантам можно свободно передвигаться по стране. Но тогда им придется самим искать жилье. Еще хуже обстоит дело с работой. Ее “гостям” конечно никто не гарантирует, хотя новые законы и облегчили правила приема  на работу  мигрантов. В любом случае, даже без работы  законный  мигрант получает 352 евро в месяц,  плюс  расходы на аренду квартиры и отопление.  Сумма  вовсе не большая по европейским меркам.  При этом выплачивают ее лишь первые  15 месяцев , а после придется  оформить другую финансовую помощь, которую  будет предоставлять уже  государство , а не местные власти .  Для сравнения, средний размер социального пособия  во Франции, наряду с предоставлением жилья , составляет  200 евро в месяц  на взрослого, в Великобритании   -  около 207, а в Нидерландах - 178 евро.  Не поэтому ли отчасти Германия   как магнит манит к себе искателей лучшей доли?

Мирное сосуществование

Немаловажен и вопрос терпимости.  Немцы в своем большинстве толерантны. Сегодняшние немцы. Причиной ли тому историческая вина, которую они пытаются искупить по  всяким поводам , или какие другие – не суть важно. Важно, что в наши дни граждане ФРГ выказывают готовность помогать тем, кто оказался в отчаянном положении, в том числе принимать их на своей территории. Это подтверждают и данные соцопроса, проведенного  медиакомпанией ARD . Они показали:  к аждый второй немец  выступает за прием в Германию большего количества беженцев .   В то же время, 44% выступают против того,  чтобы пускать в страну иноземцев . Тут можно вспомнить тех, кто выступает публично против стремительного проникновения в страну представителей других наций и религий, в их числе движение  PE G I D A . А также то, что в апреле  в  Трёглиц е   жгли общежития, где размещаются беженцы .. .  Все такие проявления вызывают волну народного осуждения и выводят  людей  на демонстрацию протеста против неонацистов.

Но, повторюсь, в большинстве своем немцы очень терпимы к соседству.  70% их выступают за открытие легальных путей иммиграции в Европу .  Увеличение ассигнований на спасение беженцев на море поддерживают 62 %   опрошенных .  При этом  81% респондентов призывает правительство ФРГ выделять больше средств для улучшения ситуации в бедных странах.

Многие н емецкие политики  также в эти дни говорят о  необходимости легализации миграции. Якобы это не будет вынуждать беженцев искать небезопасные пути проникновения в Европу. При этом все понимают, что ЕС – не резиновый. Руководители государства любят го ворить на тему того, что бороть ся со злом надо в его корне – активнее помогать бедным странам развивать их экономику.  Прозвучал вот призыв о том, что  Брюссель должен предоставить в качестве неотложной помощи 10  млрд  евро  для принятия “конкретных  меры в с транах, из которых бегут люди". Непонятно, как на эти деньги можно стабилизировать и поднять разрушенные экономики не одной стран ы .

Благие намерения

Немцы  весьма активно поддержали инициативы ЕС, направленные  на  защиту границ блока со стороны Средиземного моря.  Лидеры ЕС на своем саммите 23 апреля согласились  утроить бюджет миссии  ( 28 стран ЕС ежемесячно будут выделять  аж  9,5 млн евро на операции по спасению на море ) , а   Еврокомиссия предложила дивный план из 10  пунктов, как спасать , в которой упоминаются красивые названия операция  Triton  и  Poseidon .  Впрочем, такая “щедрость” тут же натолкну лась на жесткую критику правозащ итных организаций.  Критики говорят, что это непозволительно мало. И приводят для сравнения тот факт, что один лишь намеченный на лето в Германии саммит G7 будет стоить больше, чем годовой бюджет  операции по патрулированию  Mare Nostrum.

На уходящей неделе  Европейская комиссия представила План действий, призванный хоть как-то смягчить катастрофиче скую ситуацию с беженцами. Нек ая попытка легализации  нескончаемого потока этих людей.  Евросоюз обещает предоставить в общей сложности 20 тыс мест нуждающимся в международной защите лицам. Причем, распределить их “по справедливости” между членами блока. Квоты на прием, по идее ЕК, должны начисляться на основе ряда критериев, в частности, объеме ВВП, численности собственного населения, уровня безработицы и числа уже принятых беженцев. Исходя из этой логики самая большая нагрузка ляжет на Германию (которая должна будет принимать 18,42% всех беженцев), Францию (14,17%) и Италию (11,84%). Великобритания, Ирландия и Дания вовсе не будут участвовать в “дележе”, поскольку они юридически не связаны данным предложением.

В оззвание председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера - "мы должны проявлять больше солидарности по отношению друг к другу" – нашло горячую поддержку далеко не у всех членов блока. Германия и Швеция , и так принимающие сейчас на двоих почти половину всех беженцев в Европе, приветствовали его. А вот Венгрия и другие страны на восточных границах ЕС, а также государства Балтии  особого восторга не выказали. « В этом вопросе неуместно говорить о солидарности, здесь нужно руководствоваться нашими законами. А нелегальная миграция – это преступление » , - дал отповедь премьер-министр Венгрии  Виктор Орбан, назвав в довершении план « сумасшедшим и несправедливым» . (К слову в рейтинге «гостеприимства» стран ЕС Венгрия занимает последнюю строку – статус беженца в 2014 году там получили лишь 9% просителей).  На обустройство упомянутых 20 тыс беженцев  предполагается выделить смехотворно маленькие, учитывая масштабы работы, суммы - в том числе 57 млн на фонд убежищ, миграции и интеграции.

Документ планируется утвердить в конце мая. Но при таких настроениях неизвестно, удастся ли заручиться поддержкой всех 28 стран Союза.

…В  2014 году в мире было зафиксировано около 866  тыс  случаев подачи документов на предоставление политического убежища.  В странах Европейского Союза  - 626 тыс ,   что  на 44 %  больше, чем в предыдущем году.

Всего в мире  50  сегодня  миллионов беженцев.

 Ольга Танасийчук, Берлин.  Специально для ИЗ

 

Еще блоги