МИНСКИЙ ТУПИК Александр Булавин

2016-03-03 19:08 52060

 

Сегодня состоится встреча министров иностранных дел Германии, России, Франции и Украины в «нормандском формате», но наблюдатели и эксперты особых успехов этой встрече не предрекают, хотя В. Штайнмайер предсказывал некий «прорыв».

Конечно, соглашение о разминировании, которое осудили накануне в Минске участники контактной группы, может быть объявлено «большим успехом». Однако любой человек, следящий за событиями в Донбассе, понимает, что эта одна стомиллионная проблема в разрешении вооруженного конфликта на юго-востоке страны.

Почему же «нормандская инициатива» и впоследствии Минские договоренности, подержанные даже ООН, из возможности прекратить вооруженный конфликт –дипломатического прорыва, все более превращается в тупик?

Четыре встречи «нормандской четверки» и девять заседаний контактной группы в Минске, согласимся, весьма немалые усилия высших должностных лиц четырех государств для достижения успеха. Возможно, если бы такая «политическая тусовка» обсуждала иную проблему, успехи были очевидны. В не менее сложных мировых проблемах, таких как «иранская ядерная программа», «сирийский кризис» разрешение было достигнуто, либо достижения очевидны.

Надо признать и понять, что под предлогом прекращения вооруженного конфликта на Донбассе, участники нормандской четверки вынуждены преодолеть громадное количество внутренних для Украины и международных проблем и противоречий.

= «нормандский формат» сам по себе представляется неравноправным и разнонаправленным смешение интересов. Как и в феврале 2014 года представители запада, в частности министры иностранных дел и руководители Франции и Германии, озабочены более соперничеством, стремлением подавить Россию, чем судьбами украинцев или жителей Донбасса. Это и нежелание западных дипломатов и политиков вместо формальных усилий по нормализации ситуации начать реальные, последовательные, принципиальные действия по принуждению Киева к разрешению проблемы. Правда, в отличие от брошенных на ветер обещаний Германии и Франции в феврале 2014 года, что фактически и привело к Гражданской войне на Украине, сегодня министры иностранных дел этих стран все же что-то делают, а не только подписывают пустые бумаги.
= определенными Рубиконом для достижения успехов по Донбассу является продолжающаяся санкционная кампания против РФ. Не смотря на нарастающие сомнения в целесообразности санкций, текто принимает на западе решения, стремятся извлечь максимальный эффект от ослабления России, не взирая на то, есть ли подвижки в разрешении вооруженного конфликта на юго-востоке Украины, или нет.
= не исключено, что затягивание западной частью «нормандского формата» решительных действий связано и с тем, что антитеррористическая миссия России в Сирии не устраивает запад и кому-то очень хочется провоцировать «второй фронт» на Украине. Несмотря на признание Европой и ОБСЕ продолжения обстрелов территории непризнанных республик со стороны Украины, никто не одернул Киев и не ввел санкции против Киеваза нарушение минских соглашений.
= как ни парадоксально, но международные усилия упираются в неспособность властей Украины разрешить кричащие внутриполитические вопросы.
= даже проблема формирования нового большинства в парламенте Украины является таковой. Совершенно понятно, что без существования большинства, более того, конституционного большинства, все требования Минских соглашений зависают в воздухе. Три первых основных реформы, закрепленных в них, которые обязаны предпринять украинские власти, приняты быть не могут. Однако и в случае возникновения коалиции принятие их сомнительно, если учитывать настроения депутатского корпуса и отношение к этому силовых структур и террбатальонов.
= невразумительна ситуация и с определенной, наиболее активной частью участников АТО. С одной стороны, они являются подразделениями МВД и Минобороны. По идее, добробаты обязаны выполнять решения Киева.Но они ни на дух не принимают даже возможность мирного урегулирования конфликта. И проявляют опасную для власти активность, с которой Киев не может не считаться.
= не забудем и о том, что серьезные политики и бизнесмены, как на Украине, так и за рубежом, спят и видят продолжение конфликта как средство быстрого обогащения. Значительное число бизнесменов и в еще большей степени волонтеров получили в ходе вооруженного конфликта немалые доходы, чтобы вот так просто отказываться от них.
= многие эксперты и политики страны полагают, что выполнение минских соглашений невыгодно власти. Ибо мобилизация общества в парамилитарном духе освобождает президента и правительство от существенных усилий в социально-экономическом развитии Украины. Военный угар помогает увести в тень проблемы падения жизненного уровня, роста инфляции, цен, безработицы.

= у украинских властей не просто нет желания, но отсутствует реальная возможность ввести эффективный режим децентрализациина Украине. Не столько потому, что это противоречит идеологии «едина країна», и даже не из-за того, что этому будет препятствоватьвооруженные формирования. Децентрализация, если ее рассматривать в реальном понимании, а не в интерпретации Банковой, лишает не только власти, олигархов, но и идеологов нынешней власти господства над регионами Украины, чего они перенести не могут. Ибо децентрализация, на которой настаивают даже западные партнеры Украины лишает истеблишмент возможности коррупционных схем.

Этот перечень можно существенно расширить. Скажу о главном. Основным препятствием на пути «нормандского урегулирования» является нереальность конечной цели его. А именно определение итога: остаются ли непризнанные республики юго-востока ассоциированными в Украину или нет. В реальности все участники дипломатического процесса, в том числе и Россия, настаивают на их сохранении (в каком-либо статусе) в составе Украины. Однако действительность говорит об ином.

Весьма сомнительной в этой связи мне представляется инициатива В. Медведчука, предложившего внести изменения в закон об особом статусе Донбасса в части права на назначение глав местных администраций Президентом Украины. Предлагать такое, значит совершенно себе не представлять господствующие настроения в этом регионе.

Основная масса населения после убийства своих родных и близких, разрушения домов и инфраструктуры, после многочисленных блокад Донбасса Киевом не будут слушать даже перспективу присоединения к Украине. Или г-н Медведчук решил мнение жителей «территорий с особым статусом" несущественными?

Даже если учитывать весьма приблизительные цифры о количестве погибших, представленные ООН, где, кстати, не указывается точно, сколько погибло мирных жителейДонбасса, становится понятным, что сообщество людей этого региона не может просто «простить» или не реагировать на такие ужасы.

Более того, у людей навсегда сохранится в памяти ужас о пытках и издевательствах над людьми, убийствахи о мародерстве, о которых говорила не Москва, а Генпрокуратура Украины. Даже сегодня жители самопровозглашенных республик «недосчитываются» кроме зарегистрированных жертв еще около полутора тысяч земляков,многие из которых находятся в СИЗО Украины. Но еще почти полтысячи человек объявлены «пропавшими без вести».http://rian.com.ua/story/20160226/1005830568.html

Если даже не учитывать итоги народных референдумов, которые не признают на западе и на Украине, можно обратиться к социологическим исследованиям, которые говорят о том, что подавляющее большинствонынешних жителей Донбасса хотят самостоятельного статуса.

Есть такая же реакция и с Украины. Не раз и не два как в прессе, так и в ходе социологических опросов жители Украины, особенно западных областей, требовали отделения Донбасса, изъятия его из состава страны. Изрядно критикуемое последнее социологическое исследование института Горшенина свидетельствует о том, что более половины опрошенных не допускают мысли о том, чтобы в парламенте Украины были представители Донбасса.

Значительно более реалистичной, сравнительно быстрой и менее болезненной выглядит «дорожная карта» разрешения вооруженного конфликта на юго-востоке Украинысенатора Чешского парламентаЯрослав Доубрава. Он предлагает обеспечить мирный «развод» на Донбассе, как это произошло между Чехией и Словакией. Хотя, подчеркивает он, и для этого придется приложить большие усилия.
Напомню, что и президент Украины П. Порошенко не раз подчеркивал, что вооруженное противостояние не может разрешить проблему Донбасса.

Я был бы рад, если бы была возможность с помощью «нормандских переговоров» наступил мир на юго-востоке Украины. Но сегодняшняя встреча «четверки» в Париже, где ставится цель добиться результата в вопросе выборов в Донбассе, опять оказывается лукавством. Ибо перед выборами необходимо решить вопросы об изменениях в Конституции Украины, особом статусе Донбасса и т.п. А эти проблемы далеко не решены.

Еще блоги