Избирательные «выстрелы» на Донбассе Александр Булавин

2016-03-29 08:36 31617

Закончились "политические терки" в Москве между главами внешнеполитических ведомств Германии, США и России, т. ч. по поводу ситуации на Украине. Точных формулировок, претензий друг к другу и принятых решений мы не узнаем. Но опосредованно увидим это в решениях Киева и Донбасса, в режиме прекращения огня и т. п. Одно бесспорно в ходе переговоров неоднократно звучало слово «выборы».

Итак, в избирательной сфере Украины появилась еще одна интрига: выборы на Донбассе. Точнее, на той ее части, которая именуется «отдельные районы Донецкой и Луганской областей». Еще точнее, выборы на театре военных действий.

Рискну сказать, что эти переговоры бессмысленны в той ситуации, которая сегодня сложилась на Украине в общем, и на Донбассе, в частности. Это не могут не осознавать мировые лидеры, вовлеченные в разруливание украинского узла. По некоторым источникам, они даже настаивают на выборах до конца июня с. г.

Во-первых, пункту, который касается выборов в ОРДЛО (впрямую о сроках и условиях выборов в Минских соглашениях не говорится ничего), предшествует множество требований к властям Украины, которые до сих пор практически не выполнены. Причем, это пункты стоят выше выборов не формально. Без их выполнения выборы проводить невозможно.

Во-вторых, целый перечень законодательных актов и постановлений, втекающих из Минских соглашений до сих пор не принят Верховной Радой и вряд ли может быть принят в перспективе данным составом парламента. В том числе и закон о выборах на территории, контролируемой властями непризнанных ДНР и ЛНР. И с этим Президент не может сделать ничего. Ибо, как показала премьериада, силы Порошенко в ВРУ крайне ограничены.

В-третьих, с важнейшим препятствием – продолжающимися боестолкновениями на «фронте» ни одна из сторон «нормандской четверки», прежде всего, Киев сделать ничего не в состоянии. И части ВСУ, подчиняющиеся министерству обороны, и, в особенности, т.н. территориальные батальоны, открывают огонь, часто не считаясь с командами из Киева. Не взирая на настоятельные призывы из Москвы, ВС Донбасса ведут огонь по позициям ВСУ, сообразно боевой обстановке, в частности, в условиях, когда отдельные группы ВСУ вторгаются на нейтральные территории.

Что же заставляет участников «нормандской четверки» дискутировать по явно несвоевременной и мало реалистичной перспективе?

Представители запада в нормандском формате, подталкивая власти Украины к ускоренному решению вопроса о выборах на Донбассе, вероятно хотели бы, прежде всего, заставить Киев быстрее порешать все те задачи, которые предшествуют выборам в Минских соглашениях. Речь идет и о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений, и о принятии поправок к Конституции Украины, и об амнистии, обмене пленными «всех на всех» и т.п.

Второе, запад, отягощенный собственными проблемами, хотел бы снять с себя значительную дипломатическую, финансовую, военную, политическую нагрузку, добившись прямого диалога между Киевом и Донбассом, чему способствовал бы повод проведения выборов в ОРДЛО.

Третье, решение проблематики выборов, побудило бы две стороны – Киев и Донбасс совместно двигаться дальше по тексту минских соглашений, в частности по установлению контроля над границей, трансграничному сотрудничеству и т.п. Кроме того, попутно решался бы крайне важный вопрос, артикулированный в Минске. А именно: Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

Иными словами, для запада выборы в ОРДЛО – это звено, взявшись за которое, можно вытянуть всю цепь.

Что же заставляет настаивать на выборах Москву, в то время, как значительная часть предшествующих этому процессу Минских соглашений не выполнена? Причем, в России понимают и то, что многие требования данных соглашений, обращенные к Киеву в скоро времени выполнены быть не могут.

Поддержка Кремлем «настоятельных рекомендаций» западных друзей Украине может основываться и на тех же причинах, что и требования Берлина, Парижа и Вашингтона. Существование опасного вооруженного противостояния у собственной границы к этому еще больше подталкивает.

Во-вторых, после нормализации военно-политической обстановки на Донбассе, установления там легитимной системы управления, открываются возможности, снижающие пресс на Россию. Это прежде всего, возврат беженцев из России на территорию Донбасса, восстановление промышленного потенциала региона, в том числе и для самостоятельного хозяйствования. В частности, эксперты предполагают, что ОРДЛО способны выйти на уровень 75% окупаемости уже через полгода после нормализации ситуации в регионе.

В-третьих, в руководстве РФ, в том числе и после некоторых выступлений европейских чиновников, существует надежда, что продвижение позитивных процессов на юго-востоке Украины не только позволит больше внимания уделить внутренним непростым проблемам России, но и освободиться о части санкций запада.

И все же и ожидания, и призывы «нормандской четверки» тщетны с моей точки зрения. Начнём с того, что власти Киева никак не могут сейчас повлиять на принципы, сроки, организацию и т. п. выборов в самопровозглашенных республиках.

Как известно, по предложению членов "Нормандский четвёрки" в декабре 2015 года руководство ЛДНР приняло решение перенести местные выборы на апрель 2016 года. Такой перенос необходим был для того, чтобы власти Украины провели через парламент ряд коренных изменений в законодательстве, определяющих государственное устройство Украины. И не исключено, что непризнанные республики, не дождавшись действий Киева в части выполнения утвержденных в Минске пунктов соглашения, проведут частичные выборы уже в апреле.

Впервые на Украине хотят провести выборы на территории, которую не контролируют. Точнее хотят провести выборы с целью смены лидеров региона через сложную цепочку: Вашингтон - Европа - Россия. И не просто провести выборы, но и внедрить в систему управления неконтролируемыми территориями своих представителей.

Хотя любому эксперту и политику, которые участвовали в организации выборов, понятно, что без опоры на местные власти никакой избирательный процесс организован быть не может. Какой бы избирательный закон не был бы принят, но он по необходимости должен содержать указания, что обязаны сделать местные власти, чтобы выборы прошли. Однако прямого управления властями ОРДЛО Киев осуществлять сегодня не в состоянии.

Сомнителен расчет на то, что, даже в случае принятия соответствующих поправок в избирательное законодательство, у общеукраинских партий есть шансы на представительство в органах власти ОРДЛО. То есть совершенно понятно, что в случае, если власти Украины хотели бы просто внести в избирательный список представителей правящих в стране политических сил и призвать жителей ОРДЛО проголосовать за них, то ни БПП, ни "Фронт", ни Тимошенко с Ляшко не набрали бы и 0.1%. Не говоря уже о "Свободе" и "Правом секторе". Сомнительны бы были даже шансы "Оппоблока".

Единственная надежда - ввезти на территорию ОРДЛО большой контингент людей из западных и центральных регионов Украины. Часть из них вошла бы в состав избирательных комиссий, часть бы занималась агитацией, а все вместе бы голосовали бы за недонецкие политические силы.

Однако вряд ли можно внести в общую картину выборов хотя бы микроскопические изменения, если иметь в виду численность населения ОРДЛО. И даже при условии, когда политическим мигрантам удастся провести в комиссии несколько своих представителей.

Хотя экспорт избирательных порывов в украинских реалиях - не новость. Выезды масс избирателей в другие регионы, чтобы "поправить процент своих сил" совершался и в прошлые годы, но с 2014 значительно расширился. Вспомнить хотя бы вчерашний Кривой Рог. Но в случае с Донбассом – это нонсенс. Это вряд ли допустит руководство непризнанных республик так как подобная политическая иммиграция грозит дестабилизировать военную обстановку на Донбассе.

Несколько слов об изящной политической интриге. Недавно появилась версия о том, что по предложению В. Меведчука Порошенко рассматривает вариант назначения олигархов Ахметова и Бойко руководителями соответственно Донецкой и Луганской областей. Сегодня в Краматорске он в лучших демократических традициях сказал: «Если господин Ахметов или господин Бойко примут решение баллотироваться и выиграют выборы, и получат поддержку Донбасса, то это будет выбор людей Донбасса».

Не развертывая эту тему (надо говорить об этом в отдельном материале), скажу главное. У президента Украины сегодня отсутствует возможность внести в списки кандидатов на выборах в ОРДЛО своих представителей. Не цитируя резких формулировок руководителей непризнанных республик, отмечу, что эти кандидатуры не будут внесены и местными политиками. А если и будут внесены, то, с одной стороны, эти политики подвергнутся критике, с другой стороны, жители ОРДЛО вряд ли проголосуют за этих господ. Ибо все хорошо помнят, к примеру, слова Р. Ахметова на канале «Украина» о том, что на Донбассе живет «сброд», банда «террористов», от которых он освободит Донбасс.

Между тем, по указанию властей Украины в последние недели в «зону АТО» стянуты значительные контингенты войск и интенсивность боестолкновений достигла пика с периода наиболее острых боев в районе Донецкого аэропорта. Это не только ставит под большой вопрос участие в выборах жителей ОРДЛО, а тем более голосование за кандидатов, предложенных украинскими властями. Не говоря уже о срыве избирательного процесса в целом.

 

Еще блоги