Конечно, главная миссия Нуланд – это протестировать украинский истеблишмент на способность проводить реформы, «правильно голосовать» и выполнять рекомендации западных партнеров украинской власти.
Желание Белого дома снять с себя часть проблем, накопившихся в внутренней политике США и мешающих развитию отношений с другими странами накануне президентских выборов естественно.
Даже если в прессу не проникнут сообщения об этом, можно с уверенностью сказать, что в ходе визита в Украину В. Нуланд встречалась с рядом олигархов. Практика показала, что договорённости с ними имеют более важный, устойчивый и долговременный характер, чем беседа с новыми, «вышедшими на замену», чиновниками в правительстве. В отличие от Бальцеровича, заместитель госсекретаря отлично разбирается в системе рычагов власти в Украине.
Важнейший месседж заместителя госсекретаря США к олигархам это требование нормализовать политическую ситуацию в стране и содействовать реализации планов запада, точнее США, на Украине. Что до методов убеждения американцами украинских сильных мира сего, то они известны. В отличие от прошлых визитов, от уговоров Вашингтон перешел к конкретным «рекомендациям», фиксированным по срокам. И стимулом для этих решительных действий Киева является гарантия в один миллиард долларов (а затем и транш МВФ), а также продолжение санкций против России. А их невыполнение…
Конечно, главной составляющей миссии Нуланд были и остаются Минские соглашения. И вряд ли она согласится на затягивание этого процесса, которое ряд украинских экспертов считают выгодным для Украины. Запад в лице Германии, Франции и США требуют от властей Украины «рассчитаться по долгам» Минска – 2 к июлю этого года. В частности, США это нужно, чтобы не копаться в междометиях украинских политиков в период активной фазы избирательной кампании в ноябре этого года.
О консолидированной позиции стран запада по донбасским выборам было объявлено в Ганновере на совместном заседании лидеров ключевых стран Европы и США. И от такого давления просто так «отвертеться» Киеву не удастся.
И, хотя выборы в самопровозглашенных республиках, как я писал не раз, вещь весьма сомнительная, тем не менее, надо понимать, что, добиваясь выборов, западные лидеры пытаются стронуть с мертвой точки достижение главных первых пунктов Минска-2. А именно: полное прекращение огня и отвод войск, конституционную реформу, закон об особом статусе отдельных районов Донбасса и т.п. Причем Нуланд даже оговорилась, что отвод тяжелых вооружений может и не быть непроходимым барьером, так как они находятся под контролем ОБСЕ.
Как умеет убеждать США хорошо известно. Это наверняка ощутил спикер ВРУ во время беседы с Нуланд. Он хорошо помнит, как с яруса Верховной Рады посол США и замгоссекретаря следили за голосованием депутатов. Учитывая, что спикер принадлежит к радикальному крылу парламента эта встреча была особо важна. Как подчеркнул один из экспертов, Нуланд популярно разъяснила спикеру за что, когда и как голосовать. Уверен, что разъяснения подействуют. Как в отношениях с другими политическими субъектами, с которыми встречалась В. Нуланд. В частности, не исключено, что перенос саммита Украина – ЕС с мая на осень выглядит хотя бы отчасти, как принуждение Украины к выполнению тех обещаний, под которыми есть подпись президента.
Вместе с тем, мне представляется, что при всем опыте общения с украинским истеблишментом, многократных визитах в Украину, В. Нуланд все же не до конца представляет себе всю сложность, противоречивость и неповоротливость ситуации. Таким образом, можно констатировать, что, если и будут предприняты верховной властью Украины какие-то меры, то они все равно не приведут к поступательным изменениям в стране. Этот вывод напрашивается, прежде всего, вследствие того, что правящие силы слишком консервативны, напористы и не имеют пока политических конкурентов, способных качнуть политический маятник в другую сторону.