Мировой финансовый кризис перекроил глобальную геоэкономическую карту и привел к ухудшению конъюнктуры на мировых сырьевых рынках для украинских экспортеров, что повлекло за собой уменьшение привлечения валютной выручки и как следствие раскручивания инфляционной спирали.
Самые крупные центры деловой активности с наивысшим уровнем инвестиционного потенциала – это, как правило, экспортеры сырья и продуктов его первичной переработки. Но последние ценовые тренды на мировых рынках металла и зерновых (металлы и зерновые имеют высокий удельный вес в структуре украинского экспорта) свидетельствуют, что нынешняя структура экспорта уже не обеспечит ожидаемого текущего счета платежного баланса и раскрутка инфляционной спирали неизбежна. Основные экспортеры – это в преобладающем большинстве олигархи от металла и зерновых.
В последнее время вследствие переформатирования политического ландшафта инициатива перешла к последним, интересы которых лоббируются на наивысших уровнях представительской и исполнительной власти. Минагропрод планирует и дальше увеличивать экспорт зерновых, что еще больше будет усугублять зерновой перегиб в отечественном агропромышленном комплексе, что сбережет и в дальнейшем низкий удельный вес продукции с высокой долей добавленной стоимости в общей структуре экспорта продукции продовольствия. Снижение мировых цен на металлы и зерновые будет детерминировать процессы нарастания инфляционно-девальвационных скачков в отечественной экономике.
Уменьшение привлечения долларовой массы требует дополнительных инъекций от международных финансово-кредитных организаций, в частности Мирового банка и МВФ. Выделение финансовой помощи МВФ сопровождается комплексом требований к украинскому правительству, которые, в первую очередь, касаются урезания льгот, формирования бездефицитного бюджета, упрощения ведения предпринимательской деятельности, наведения порядка в сфере установления тарифов на газо-, тепло- и водоснабжение. В последние годы наблюдается тенденция наибольшей прыти украинской власти относительно увеличения тарифов за коммунальные услуги, что тяжелым бременем ложится на простых украинских граждан, реальные доходы которых значительно уменьшились вследствие мирового кризиса 2008 года.
При этом собственниками естественных монополий (предприятия водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения) в преобладающем большинстве являются украинские олигархи и предоставление субсидий наименее обеспеченным украинским гражданам является скрытой формой дотирования крупных финансово-промышленных групп, которые так и не удосужились провести модернизацию, реконструкцию, а в некоторых случаях даже техническое перевооружение сетей. Простой украинский гражданин должен за свои мизерные доходы покрывать потери воды, тепловой энергии вследствие ветхости систем снабжения.
Сокращение поступлений валюты и наличие повышенного спроса на нее не являются единственными причинами снижения стоимости национальной денежной единицы. Более того, валютные поступления и в дальнейшем будут сокращаться, поскольку наблюдается глобальный тренд снижения цен на зерновые и черные металлы, а эти товарные позиции имеют наибольший удельный вес в структуре украинского экспорта.
На сегодняшний день не наблюдается весомых предпосылок для существенных сдвигов в структуре экспорта, а задекларированные недавно ушедшим в отставку правительством приоритеты наращивания продаж зерновых еще сильнее затягивают сырьевую петлю отечественной экономики и углубляют зависимость потенциала девальвации национальной валюты от конъюнктуры на внешних рынках.